Новости
Профсоюз ТВ

Материалы пленума

О задачах Профсоюза по выполнению Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы

 

Доклад на заседании Центрального комитета профсоюза

19 марта 2014 года

 

Уважаемый Центральный комитет Профсоюза строителей России!

Уважаемые гости VI пленума!

Сегодняшнее заседание посвящено важнейшему элементу социально-трудовой сферы государственной социальной политики – социальному партнерству в строительстве и промышленности строительных материалов.

Федеральное отраслевое соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном отраслевом уровне социального партнерства. Соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли.

Соглашение вступило в силу с первого января текущего года и будет действовать до окончания 2016 года.

Это – тринадцатое в новейшей истории Профсоюза Соглашение на федеральном уровне. Первое – было заключено на 1992 год, и с той поры мы – в системе социального партнерства, альтернативы которому в России и в отрасли не существует.

Подчеркиваю: социальное партнерство – это наш принципиальный выбор!  Социальное партнерство должно приносить ощутимую пользу. По тому, каков результат - мы можем оценить эффективность нашей работы. Если желаемого эффекта нет, надо находить другие пути достижения целей.

Основным и постоянным нашим партнером является Российский Союз строителей (работодателей). Благодаря высокому профессионализму руководства и аппарата специалистов Союза, взвешенным и доброжелательным отношениям, содержание принимаемых соглашений практично и позволяет успешно решать социальные проблемы в коллективах промышленных предприятий и строительных организаций.

Нынешнее, как уже отмечено, тринадцатое соглашение, поддержано третьей стороной – федеральным отраслевым органом исполнительной власти – Министерством регионального развития, на момент подписания, а к настоящему времени – Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Это – весьма положительный факт, способствующий вовлечению в сферу социального партнерства региональных отраслевых органов власти.

Воссоздание Министерства строительства России, чего добивался и Профсоюз, свидетельствует о повышении внимания руководства страны к вопросам строительства.

Уверен, от нашей совместной деятельности выиграет не только отрасль, но и граждане России.

 

Несколько слов об экономических результатах деятельности строительного комплекса в 2013 году.

Объем работ составил около 6 трлн. рублей , (5917,2 млрд. руб.) или 98,5% к уровню 2012 года.

Построено более 250 тысяч зданий (254697), в том числе – около 240 тысяч (238066) – жилого назначения – это 900 тысяч новых квартир (912,1 тыс.), что на 10,3% больше, чем в 2012 году.

Промышленность по основным позициям номенклатуры изделий и материалов дала рост от 3-х  до 15% к прошлому году, за исключением производства кровельных и изоляционных материалов (98,5%).

Средняя начисленная зарплата составила в строительстве более 27 тысяч (27212) рублей, в промышленности стройматериалов – более 25 тысяч (25185) рублей. Прирост к 2012 году 7,2 и 9,8% соответственно. Для сравнения – средняя зарплата в целом по экономике в стране составила без малого 30 тыс. рублей (29940 руб.) с ростом к 2012 году на 12,3%.

Просроченная задолженность по зарплате на начало текущего года – 367 млн. рублей (в промышленности – 30 млн. рублей).

По оценке специалистов – строительный сектор экономики в 2013 году прошел стагнационный этап развития. Несомненно, в значительной степени сказывается зависимость  отрасли от состояния внутреннего спроса на свои услуги.

Что мешает более динамичному развитию строительного комплекса? В целом -  это очевидное замедление роста экономики. Рассчитывать на модернизацию, инновационные и инвестиционные инициативы самих подрядчиков не приходится. Основными проблемами, тормозящими развитие строительных организаций, остаются финансовые: высокие налоги, высокая стоимость материалов, неплатежи заказчиков, а также недостаток заказов на подрядные работы. Более надежными источниками, удерживающими отрасль «на плаву», несомненно, являются государственные инвестиции, особенно в глобальные проекты типа  Олимпиады, и - жилищное строительство. Увеличение объемов жилищного строительства – верная перспектива не только упрочения отрасли, но и решения важнейшей социальной задачи – обеспечение граждан жильем. Плановые показатели прошедшего года не достигнуты – введено немногим больше 69 млн. квадратных метров, что составило 97% плана. При этом доля индивидуального жилья в этом объеме составляет почти 44%, и возводится оно, как правило, хозспособом. Аналитики прогнозируют сохранение спроса, но хорошо бы устранить тормоза покупательской активности. Это: недостаточные доходы граждан, слабость системы ипотечного кредитования и конечно – высокая стоимость. К настоящему времени средняя цена жилья колеблется  от 50-ти до почти ста тысяч рублей за квадратный метр общей площади, следовательно,  необходимо снизить себестоимость строительства. Каковы для этого резервы? Они известны: устранить административные барьеры и коррупционную нагрузку на строительный бизнес, очистить от поборов процедуру землеотвода и предоставления инженерной инфраструктуры, эффективнее вводить земельные ресурсы под строительство, совершенствовать нормативно-правовое регулирование, повышать производительность труда – не за счет его интенсификации, а путем модернизации технологии, системы повышения квалификации рабочих. Будем надеяться, что образованное недавно Министерство строительства и ЖКХ в приоритетном порядке будет решать эти задачи. Тем более, что их решение явится исполнением поручений Президента России в его Послании и «майских» Указах. Профсоюз готов оказать поддержку, сознавая трудности и оценивая неимоверную важность проблемы.

 

         Есть необходимость информировать вас о некоторых параметрах Соглашения.

         Прежде всего – минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда (п. 3.1). На протяжении последних лет он равен 1,2 величины прожиточного минимума в субъекте России. Такая же величина минимального тарифа в соглашениях у химиков, «специальных строителей», а у металлургов коэффициент выше – 1,5. (Для сравнения, месячная зарплата: химическое производство – почти 32 тыс. рублей, у металлургов – более 33 тыс. рублей, у горняков – почти 40 тыс. рублей).

         Заявленное Соглашением стремление обеспечить достойный уровень минимального тарифа в заработной плате – путь (в сочетании с другими отраслями) к выполнению условия Трудового кодекса: МРОТ на всей территории Российской Федерации «не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения». Эта гарантия закреплена Конституцией РФ (ст. 37, часть 3).

         Ряд руководителей наших организаций не хотят принимать  отраслевой МРОТ (1,2 прожиточного минимума). Причина – резко вырастет зарплата. НО! Если уровень зарплаты достаточно высок, следует, наверное, просто сократить надтарифную часть, а именно – премиальные выплаты. Наша задача – гарантировать работнику достаточный минимум. Это мотивирует, в том числе и приход в отрасль молодежи (они говорили мне об этом!).

         Кроме того, следует оценить заработную плату, как параметр обеспечения нормальных условий жизни. Рекомендованный соглашением уровень средней зарплаты (п. 3.9) – не ниже пятикратной величины прожиточного минимума. Этот показатель достигнут в Республиках Татарстан,  Саха (Якутии), в Тюменской области и на Чукотке.

         80% и выше: в Краснодарском и Забайкальском краях, в Санкт-Петербурге, в Архангельской, Курской, Ленинградской, Магаданской, Омской и Тверской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе.

         Уровень средней зарплаты рабочих в Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании – около 30% пятикратного прожиточного минимума. В Чеченской республике всего 18%.

         Как видно из этого краткого анализа, у рабочих-строителей в подавляющем большинстве регионов страны заработки низкие. В давние времена строители по уровню зарплаты среди промышленных отраслей находились в пятерке лидеров. Сегодня мы среди производств и видов экономической деятельности почти в самом хвосте, где - производители напитков и табака, резиновых и пластмассовых изделий, торговля, предоставление услуг, образование и здравоохранение. Неужели строители не достойны лучшей доли?! Надо иметь в виду и то, что низкая зарплата – неминуемо влечет за собой низкую пенсию. И тем рабочим, кто порой довольны системой «конвертирования» зарплаты (та самая – «серая», «черная»), надо сознавать не только это, но и то, что от таких преступных схем страдает медицинское обслуживание, образование, много других жизненных сфер общества.

         Я сознательно не касаюсь не менее важных вопросов оплаты труда, заложенных в соглашении: доля в себестоимости строительной продукции, размер компенсационных и иных выплат, связанных с работой во вредных, опасных и иных особых условиях; рекомендации по премированию, дополнительному вознаграждению…

         Эти и другие параметры служат законным основанием для формирования цены строительной продукции.

         Думаю, Союз строителей не будет возражать, если мы вместе попросим Федеральный центр ценообразования рассмотреть возможность использования условий Соглашения при разработке сметных норм и расценок.

 

         Социально-трудовые отношения в сфере оплаты труда регулируются коллективными договорами на уровне строительных компаний, предприятий, организаций. При этом, одним из основных принципов партнерства является равноправие сторон, но на практике такого равенства нет. Работодатель обладает значительно большим потенциалом возможностей в формировании размера зарплаты работника, и «социального пакета» за счет средств организации, что зачастую приводит к чрезмерной (в ряде случаев крайней) дифференциации в доходах.

         Приведу данные статистики прошлого года. Средняя зарплата 10% наименее оплачиваемых работников организаций государственной и негосударственной форм собственности составила чуть более восьми тысяч рублей. То же – 10%  наиболее оплачиваемых работников – около ста тысяч. Разрыв в зарплате между названными категориями – более 12 раз! Соглашение рекомендует 4÷5 раз. Это не может не настораживать. Справедливое распределение результатов труда – залог социальной стабильности в обществе.

         Профсоюз, его организации, главной целью которых является повышение уровня и качества жизни своих членов, членов их семей наравне с работодателями заинтересованы в наличии социальных программ, профессиональном образовании трудящихся, развитии страховых систем, обеспечении жильем – словом тех элементов социального климата, без которых невозможно обеспечить привлекательность отрасли. Участвовать в разработке таких программ, отстаивая социально-экономические интересы работников – объективная закономерность деятельности всех организаций Профсоюза. Мы предлагаем нашим партнерам: Российскому Союзу строителей и Минстрою принять концепцию отраслевой социальной политики по обеспечению конституционных прав работников на труд, достойную заработную плату, безопасные условия труда, обеспечение жильем, организацию отдыха, соблюдение льгот и гарантий. Это вполне согласуется с Федеральным отраслевым соглашением. Это – одно из главных направлений нашей работы.

         Соглашение, помимо раздела «Оплата и нормирование труда» - основного в сфере социально-трудовых отношений – содержит также разделы по обеспечению занятости, охраны труда, обеспечения социальных гарантий. В нем также оговорены особенности условий труда женщин, молодежи, права деятельности профсоюзных организаций.

 

         Пожалуй, наиболее подробным и не менее важным, является раздел «Охрана труда». Нет необходимости убеждать присутствующих в исключительной важности и необходимости нашей совместной работы в этой области трудовой деятельности.

         Профсоюз, региональные организации регулярно рассматривают вопросы охраны труда на заседаниях своих коллегиальных органов. Однако, производственный травматизм остается на высоком уровне. Больше всего людей гибнет в строительстве. Необходимо настойчиво добиваться соблюдения условий Федерального соглашения. Привлечь к этой острейшей проблеме внимание работодателей, государственных органов, трудовых коллективов, профсоюзного актива. Нет оправдания тем работодателям, кто не желает способствовать профсоюзному контролю за условиями труда, отказываются, к примеру, содействовать работе уполномоченных лиц по охране труда, нести необходимые, оговоренные в соглашении, затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

         Считаем необходимым в обязательном порядке применять всеми работодателями «Рекомендации по административно-общественному (трехступенчатому) контролю», утвержденные Исполкомом Профсоюза в 2006 году, повысив статус этого документа участием в его продвижении Союза строителей, Национального объединения строителей и, возможно, Минстроя.

         Весьма важным на этапе совершенствования правовой базы охраны труда, профессиональной подготовки рабочих кадров является внедрение специальной оценки условий труда, разработка профессиональных стандартов. Большую работу здесь выполняет Федерация Независимых Профсоюзов России. Профсоюз также активно участвует в этом процессе совместно с Союзом строителей и Ностроем. Его итогом должны стать новые, прогрессивные подходы к оценке труда, что обеспечит качественное развитие отрасли и всей экономики. Вселяют надежду также планы Минтруда разработать в текущем году в первоочередном порядке правила по  охране труда в строительстве.

         Федеральная служба  по труду и занятости, где соглашение прошло процедуру регистрации, дала  высокую оценку  документу, отметив его в числе лучших среди соглашений других отраслей. В этом  немалая заслуга специалистов Союза строителей, его руководства в тесном, деловом взаимодействии с Профсоюзом, подготовивших текст Соглашения. Особая благодарность руководству Минрегиона, принявшего на себя функции полноправной стороны Соглашения, что усиливает его роль и значение в отраслевой системе социального партнерства. Профсоюз уверен: Минстрой с честью поддержит достигнутый высокий уровень партнерских отношений.

         По просьбе Роструда Профсоюз, Российский Союз строителей, Ассоциация профсоюзов базовых отраслей промышленности и строительства направили предложения по совершенствованию трудового законодательства, заключения коллективных договоров и соглашений.

         Вот лишь одно из предложенных Союзом строителей предложений, которое, равно, как и другие, всецело поддерживает Профсоюз.

Ввести понятие полноправной социальной ответственности, в качестве критерия при рассмотрении заявок на участие в подрядных торгах (по старому, пресловутый 94ФЗ!). При этом предлагается расшифровка этого критерия: «… соблюдение компанией норм и стандартов, установленных Федеральным отраслевым соглашением, в том числе наличие факта присоединения к нему и безоговорочное выполнение минимальных стандартов по оплате и защите труда, установленных ФОС для отрасли». Также могут использоваться сведения о том, как выполняется коллективный договор, является ли претендент членом объединения работодателей (Российского Союза строителей). То есть речь идет о получении (по закону!) дополнительных конкурентных преимуществ компании, проводящей активную социальную политику.

Добавлю, что Президент России В.В. Путин поддержал предложение РСПП (Шохина А.Н.) по стимулированию работодателей, развивающих социальное партнерство, в том числе входящих в отраслевые объединения работодателей.

Остается надеяться, что законодатель поддержит нас в принятии необходимых поправок.

 

Другим, не менее важным направлением работы по реализации Соглашения, должно стать повышение ответственности внутри наших организаций. Прежде всего – это выполнение совместно принятых решений, особенно – и это становится ключевой задачей – укрепление финансовой базы организаций профсоюза. Успешное решение обозначенных в Соглашении, в коллективных договорах задач всецело зависит от квалификации работников органов Профсоюза.

Лишь один пример по аппарату ЦК профсоюза. Сложившийся в настоящее время уровень оплаты труда главного специалиста – около 45 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата строителей Москвы примерно такая же (что составляет, к слову, около 75% пятикратного прожиточного минимума). Годовой фонд оплаты труда главного специалиста – около 600 тысяч рублей.

Центральный комитет ежегодно недополучает 6÷7 млн. рублей членских взносов, это – почти в два раза меньше расчетной суммы поступлений.

Как видим, принять на работу сотрудника, даже по минимальным параметрам оплаты труда – нет возможности, не говоря о других необходимых расходах, обеспечивающих эффективное функционирование аппарата ЦК профсоюза. Ничуть не лучше положение в большинстве региональных комитетов.

Мы отчетливо понимаем, что рост рядов Профсоюза зависит от базовой мотивации членства. И над этим необходимо вместе с профсоюзами большой семьи ФНПР продолжать работу.

В 2013 году в Профсоюз вступили около 18 тысяч новых членов (чуть более 6%). Сократилась численность почти на 25 тысяч членов (8,7%). Помимо причин экономического характера мы зачастую теряем численность из-за неспособности профорганизаций (их лидеров) влиять на принятие нужных трудящимся  решений в сфере защиты их социально-трудовых прав.

Профсоюз совместно с Союзом строителей, Минстроем добивается улучшения положения наемных работников в рамках социального партнерства через отраслевое соглашение. Однако, некоторые профсоюзные организации считают возможным согласиться с отказом работодателя от присоединения к нему. Причем, такое «согласие» рождается без обсуждения на собраниях. В результате, члены профсоюза, особенно – молодежь, не располагая достаточной и достоверной информацией о проблемах социально-трудовых отношений в коллективах, о том, что предпринимает Профсоюз в сфере труда, какие позитивные результаты достигаются в ходе переговоров с работодателями, не имеют, либо теряют интерес к профсоюзному членству.

Сильно сдерживает приток в Профсоюз новых членов позиция многих работодателей, всячески препятствующих образованию в своих организациях профсоюзных структур. Работники прямо признаются, что они боятся идти против воли хозяев. В результате, из более, чем ста тысяч организаций стройкомплекса Профсоюз охватывает своим влиянием только две тысячи (около 300 тысяч членов).

Существенным стимулом привлечения в Профсоюз является условие распространения действия Соглашения на работников – не членов профсоюза. У работника есть выбор – вступить в Профсоюз, либо заплатить Профсоюзу деньги (ежемесячно, не менее 1% начисленной зарплаты). Только в этом случае первичная профорганизация будет иметь полномочия представлять его интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных и непосредственно связанных с ними трудовых отношений.

Особую роль приобретает необходимость вовлечения в Профсоюз молодежи. Для укрепления и дальнейшего развития Профсоюза, роста его влияния требуется усиление внимания всех наших структур к социально-экономическим проблемам молодежи, поддержка их инициатив, использование современных информационных, образовательных и пропагандистских технологий. Надо добиваться от работодателей, органов власти содействия в обеспечении жильем молодых семей, поддержки профессионального роста. Необходимо обеспечить присутствие молодежи в руководящих профсоюзных органах, включать их в кадровый резерв, проводить конференции, слеты, форумы по молодежным проблемам. Среди молодежи еще достаточно много активных юношей и девушек, которые, проникшись профсоюзной идеологией, смогут донести ее остальным молодым людям. Важно, чтобы они осознали, что Профсоюз в их руках более надежный и верный инструмент достижения благих целей, нежели «Болотная площадь» или «Майдан».

Перед нами стоит сложная задача – добиться выполнения Федерального отраслевого соглашения. Не позднее марта следующего года мы увидим первые результаты.

Практически вся деятельность Профсоюза, региональных, первичных организаций должна быть направлена на решение этой задачи.

Безусловно, успех будет достигнут только при самом активном участии Российского Союза строителей, его региональных отделений,

Минстроя и всего директорского корпуса строительной отрасли, разумеется – работодателей.

Уверенность в успехе вселяют сложившиеся за более чем двадцать лет традиционно деловые доверительные партнерские отношения, совместное с государственной властью стремление сделать лучшей жизнь строителя, оправдать надежды общества – жить и работать в благополучной и сильной стране – России.

Профсоюзам, как одному из важнейших институтов гражданского общества, дана историческая возможность и обязанность укрепить социальность в государстве российском, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Конституция Российской Федерации, статья 7).

Достойно исполнить эту обязанность – наш долг!

 

 

                                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

________________________________________________________________________________________________                                  

 

« 19 »  марта  2014 г.                                                                                                                                                      №  6-1

 

О задачах Профсоюза по выполнению

Федерального отраслевого соглашения

на 2014-2016 годы

 

 

          Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее Соглашение) вступило в силу с 1 января 2014 года.

        Более двадцати лет в отрасли действует система социального партнерства, что не только дает возможность обеспечения справедливых трудовых отношений, но и ориентирует участников соглашений на выбранные приоритеты и технологии решения проблем с целью, прежде всего, развития строительного комплекса, экономики страны и демократических отношений в обществе.

        Динамичное развитие строительной отрасли сдерживает, помимо очевидного замедления роста национальной экономики, ряд финансовых и организационных проблем – высокие налоги, высокая стоимость материалов, неплатежи заказчиков, недостаток заказов на подрядные работы, административные барьеры и коррупционная нагрузка на строительный бизнес. Для увеличения внутреннего спроса на услуги строителей необходимо снижать себестоимость строительства, и прежде всего, жилья, обеспечивать реальную доступность для большинства населения ипотечного кредитования, очистить от поборов процедуры землеотвода, предоставления инженерной инфраструктуры, совершенствовать нормативно-правовую базу, ценообразование, повышать производительность труда.

        Размер заработной платы в строительстве и промышленности стройматериалов отстает от других отраслей экономики.

        Сохраняется значительный, более чем в 12 раз, разрыв в оплате труда наиболее и наименее оплачиваемых категорий работников. У рабочих-строителей в большинстве регионов страны заработки низкие.

        Рекомендуемый Соглашением уровень средней зарплаты (не ниже пятикратной величины прожиточного минимума) достигнут лишь в четырех регионах: республиках  Татарстан и Саха (Якутия), в Тюменской области и на Чукотке.

        Производственный травматизм, особенно со смертельным исходом, остается высоким на протяжении многих лет. Больше всего людей гибнет в строительстве. Многие работодатели не способствуют профсоюзному контролю за охраной труда, недостаточно финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда, не используют метод административно-общественного (трехступенчатого) контроля.

        Остаются не решенными вопросы внутрипрофсоюзной жизни.

        Недостаточная мотивация членства приводит к потере численности Профсоюза. Среди других причин – неспособность профорганизаций (их лидеров) влиять на принятие необходимых решений в сфере защиты социально-трудовых прав членов профсоюза. Усилия Профсоюза, Российского Союза строителей, Минстроя по улучшению положения наемных работников в рамках социального партнерства сходят на нет, когда некоторые профорганизации, без обсуждения в коллективах, соглашаются с отказом работодателя присоединиться к Соглашению. В результате, не имея достоверной информации о проблемах социально-трудовых отношений в коллективах, о позитивных итогах переговоров на федеральном, территориальном уровнях, работники не имеют, либо теряют интерес к профсоюзному членству.

По-прежнему слабой большинства первичных и многих региональных организаций является исполнительская дисциплина в части соблюдения норм Устава Профсоюза, особенно – сбор и перечисление взносов на деятельность  профсоюзной структуры.

Профсоюз заинтересован в развитии строительного комплекса, в совершенствовании социального партнерства, в укреплении своих рядов, профсоюзных организаций и готов, на основе Соглашения, активно участвовать в решении имеющихся проблем вместе с Российским Союзом строителей и Министерством строительства и ЖКХ.

Предстоит большая работа по основным направлениям Соглашения – оплата и охрана труда, занятость, обеспечение социальных гарантий и прав, в том числе женщин, молодежи, организаций Профсоюза.

Центральный комитет Профсоюза постановляет:

1. Исполкому Профсоюза:

1.1. Разработать и утвердить в срок до 1 мая т.г. План мероприятий по реализации Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы.

1.2. Организовать контроль за выполнением Соглашения.

1.3. Продолжить работу по выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства, прежде всего, трудового, на развитие и повышение  роли социального партнерства.

1.4. Обратиться в Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Минстроя РФ с просьбой рассмотреть возможности использования условий Соглашения при разработке сметных норм и расценок на строительные и связанные с ними виды работ.

1.5. Обратиться к Российскому Союзу строителей с предложением рекомендовать своим членским организациям использовать на практике принятые Профсоюзом документы по охране труда, всемерно содействовать работе технической инспекции, уполномоченным лицам Профсоюза.

1.6. Предложить партнерам по Соглашению Российскому Союзу строителей и Минстрою России разработать и принять Концепцию отраслевой социальной политики по обеспечению конституционных прав работников на достойный труд, заработную плату, безопасные условия труда, обеспечение жильем, организацию отдыха, соблюдение льгот и гарантий.

2. Региональным, первичным организациям Профсоюза:

2.1. Активно проводить работу по пропаганде и выполнению условий Федерального соглашения, не допускать согласования отказов работодателей от присоединения к Соглашению без рассмотрения причин на собраниях коллективов.

2.2. Неукоснительно соблюдать требования Устава по перечислению членских взносов на деятельность органов Профсоюза, рассматривая это, как важнейший фактор в работе по выполнению Соглашения.

2.3. Периодически информировать ЦК профсоюза о ходе выполнения Соглашения, о фактах нарушения его положений, о положительном опыте использования.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на Исполком Профсоюза.      

 

 

 

                            Председатель Профсоюза                                                      Б.А. Сошенко

 

 

 

                                                ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

________________________________________________________________________________________________                                 

 

« 19 »  марта  2014 г.                                                                                                                                             №  6-2

 

О высоком уровне производственного

травматизма в строительном комплексе

 

 

        Центральный комитет отмечает, что, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые Профсоюзом, его региональными и первичными организациями по контролю и надзору за созданием на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда, уровень производственного травматизма в организациях строительного комплекса России остается высоким.

        На протяжении многих лет травматизм в строительстве значительно выше, чем в других отраслях экономики.

        Только в минувшем году от травм и аварий на стройках погибли более шестисот человек.

        Причинами несчастных случаев со смертельным исходом являются: нарушение требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, низкий уровень производственной, трудовой и технологической дисциплины.

        Профсоюз продолжает проводить целенаправленную работу по развитию системы общественного контроля и надзора за состоянием охраны труда вместе с Российским Союзом строителей, Федеральной службой по труду и занятости, их подразделениями в регионах:

        - итоги работы по охране труда, состояние травматизма и заболеваемости в отрасли регулярно рассматриваются на исполкоме Профсоюза;

        - ежегодно проводится смотр-конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза строителей России;

        - ежегодно разрабатывается информационный бюллетень для профсоюзных работников, технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза.

        Деятельность профсоюзных организаций по вопросам охраны труда освещается в средствах массовой информации, отраслевой печати, рассматривается на совещаниях, заседаниях коллегиальных органов.

        Является неоспоримым фактом, что в тех организациях строительного комплекса, где Профсоюз через технических инспекторов, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда организовал и ведет общественный контроль за соблюдением работодателями требований и норм охраны труда, уровень производственного травматизма значительно ниже.

        Центральный комитет профсоюза постановляет:

        1. Принять Обращение к руководителям строительных организаций, инженерно-техническим работникам, членам комиссий по охране труда, председателям профсоюзных комитетов, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюза (прилагается).

2. Исполкому профсоюза:

2.1. Обратиться к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Российскому Союзу строителей с предложением разработать Концепцию отраслевой социальной политики по обеспечению конституционных прав работников на безопасные условия труда.

3. Региональным и первичным организациям профсоюза:

3.1. Провести в течение 2014 года комплексные проверки организаций, допустивших рост производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Проводить эту работу в дальнейшем на постоянной основе.

3.2. Активнее использовать возможности Федерального, региональных соглашений и коллективных договоров для внедрения системы управления охраной труда, разработки программ по модернизации рабочих мест и устранения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, обеспечения работающих сертифицированными средствами индивидуальной, коллективной  защиты, достаточного финансирования мероприятий по охране труда.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Профсоюза Попкова В.Д.

 

 

Председатель Профсоюза                                                       Б.А.Сошенко

 

 

 

О Б Р А Щ Е Н И Е

Центрального комитета профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации

 

                                                                                                 Руководителям строительных организаций,

                                                                                                 инженерно-техническим работникам, членам

                                                                                                  комиссий по охране труда, председателям

                                                                                                  профсоюзных комитетов, уполномоченным

                                                                                                  (доверенным) лицам по охране труда

                                                                                                  Профсоюза

 

 

Последние годы строительство находится среди самых травмоопасных отраслей производства, а по смертельным случаям «лидирует» с большим отрывом. Только в минувшем году на производстве погибло более шестисот человек.

Ничем невозможно восполнить боль утраты родных и близких.

Мы считаем своим долгом в очередной раз напомнить руководителям строительных организаций и предприятий, что сохранение здоровья и жизни работников  в процессе трудовой деятельности должно быть приоритетной задачей по отношению к экономическим результатам производственной деятельности.

К сожалению, на многих строительных объектах и предприятиях работы ведутся с многочисленными нарушениями норм охраны труда. Перестал действовать трехступенчатый метод рабочего контроля, многие комитеты профсоюза, комиссии и уполномоченные по охране труда не в полной мере используют свое право на контроль соблюдения правил охраны труда. В результате теряем самое ценное - здоровье работника.

 Необходимо решительно вести пропаганду возможностей профсоюза, сила профсоюза в массовости и солидарности. Профсоюз в руках рабочего и руководителя любого ранга это эффективный инструмент в достижении благородной цели современного общества – справедливой оценки труда, сохранения жизни и здоровья работающих граждан.

Считая охрану здоровья трудящихся на производстве главной задачей Профсоюза, обращаемся к вам с призывом:

Сохраним жизнь каждому работнику  строительного комплекса России!

Предлагаем объединить усилия руководителей, работников и профсоюза:

- на основе Федерального отраслевого соглашения добиваться включения вопросов охраны труда в коллективные договоры и постоянно контролировать их выполнение;

- внедрить проверенный практикой метод трехступенчатого контроля, избрать общественных уполномоченных по охране труда в каждой производственной бригаде и в каждом трудовом коллективе;

- добиться того, чтобы все работники были заинтересованы в соблюдении инструкций и правил по охране труда.

«Работать высокопроизводительно, без травм и аварий» - главный лозунг всех строителей.  

 

 

                      

                                                                                                                                                   Принято 19 марта 2014 года на

                                                                                                                                                   VI пленуме ЦК профсоюза