Новости
Профсоюз ТВ

Комментарии и мнения специалистов ФНПР по наиболее актуальным темам социально-трудовой сферы

 23.11.2016 г.

 

Социальные партнеры пришли к единому мнению

 

На заседании РТК в декабре планируется подписание дополнительного соглашения к действующему Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014-2016 годы, что будет означать его продление сроком на 1 год.  

 

Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олега Соколова:

 

В 2016 году истекает срок действия Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, действовавшего с 2014 года. В ходе переговоров по заключению нового соглашения возник вопрос о целесообразности его продления сроком на 1 год, вместо заключения нового на 3 года. Возможность продления предусмотрена статьей 48 Трудового кодекса РФ и предусматривает продление на срок не более трех лет.

Данное решение связано с тем, что в 2016 году федеральный бюджет был принят только на 1 год. В целях разработки Генерального соглашения на три года с учетом бюджетного цикла было принято решение проанализировать выполнение бюджета 2017 года, чтобы в соответствии с этим скорректировать новое соглашение.

В современной непростой социально-экономической ситуации достаточно трудно идут переговоры по заключению соглашений на региональном,  отраслевом и территориальном уровнях. Есть настойчивые попытки со стороны бизнеса и власти снизить уровень социальных гарантий работников в данных соглашениях. Профсоюзы расценивают эти действия как попытки воспользоваться кризисом для ухудшения существующих гарантий.

В 2017 году с учетом прогноза Министерства экономического развития социально-экономическая ситуация стабилизируется и экономический фон для ведения переговоров будет более благоприятным. Поэтому  в 2017 году начнутся  переговоры по заключению нового соглашения. Эта инициатива профсоюзной стороны была полностью поддержана другими социальными партнерами на прошедшей 28 октября Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Департамент общественных связей ФНПР

 

 

------------------------------------------------------------------------------

23.05.2016 г.

Правительство РФ повысило пенсионный возраст госслужащих

без одобрения профсоюзной стороной РТК

 

11 мая в третьем и окончательном чтении депутаты Госдумы РФ приняли законопроект, значительно повышающий пенсионный возраст для государственных и муниципальных служащих - до 65 лет для госслужащих-мужчин и до 63 лет для госслужащих-женщин. В случае подписания президентом, документ вступит в силу с 1 января 2017 года.

Комментарий руководителя Департамента социального развития ФНПР Константина Добромыслова:

Данный законопроект правительство внесло на голосование в парламент без одобрения профсоюзной стороной Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Документ предполагает не только повышение пенсионного возраста, но и увеличение стажа с 15 до 20 лет, необходимого для выхода на пенсию.

Федерация Независимых Профсоюзов России изначально выступала против принятия этого законопроекта.  Соответствующие письма были разосланы депутатам Госдумы, а также Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву.

Несмотря на принятие указанного законопроекта, профсоюзам удалось внести в него свои корректировки. В частности, была снижена планка выхода на пенсию для госслужащих женщин с 65 до 63 лет, отклонено предложение о лишении пенсий работающих госслужащих, если их совокупный доход за год превышает миллион рублей.

Кроме того, профсоюзы добились отмены резкого повышения пенсионного возраста и замены этого решения на более мягкий вариант постепенного повышения пенсионного возраста – в год на полгода.

ФНПР считает данный законопроект неприемлемым и ведущим к негативным социально-экономическим последствиям в будущем, в том числе и к замедлению обновления кадров в государственных структурах.  

 

Департамент общественных связей ФНПР

31.03.2016 г.

С 1 июля МРОТ будет увеличен до 7500 рублей

 

30 марта  глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина сообщила, что законопроект о повышении минимального размера оплаты труда  с 1 июля 2016 года до 7,5 тысяч рублей может быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы в мае.

 

Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР Олега Соколова:

 

«Решение о повышении МРОТ было принято в результате активной позиции Федерации Независимых Профсоюзов России, постоянно требовавшей от правительства увеличения минимального размера оплаты труда. Наши требования по установлению справедливой величины МРОТ всегда поддерживались профсоюзными депутатами Межфракционной рабочей группы «Солидарность».

Совместными усилиями удалось убедить власть пойти на увеличение с 1 июля 2016 года МРОТ на 21%.  Повышение МРОТ коснется около 1 миллиона работников, из них 87% заняты в государственных и муниципальных учреждениях и 13% — в негосударственном секторе экономики.

Однако это только первый шаг в сторону улучшения материального положения трудящихся. Даже увеличенный до 7500 рублей МРОТ не дотягивает до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В IVквартале 2015 года величина этого прожиточного минимума составляет 10187 рублей. Поэтому цели и задачи ФНПР остаются прежними – в ближайшие год-два добиться установления МРОТ на уровне, не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, как это предусмотрено действующим Трудовым кодексом РФ.

Следующим шагом, который необходимо сделать,  ФНПР видит увеличение МРОТ до уровня минимального потребительского бюджета, который составляет сегодня 23 тыс. рублей».

Департамент общественных связей ФНПР

****

04.12.2014 г.                                    

 

При применении профстандартов необходимо учитывать  мнение профсоюзной организации

 

2 декабря Госдума подготовила поправку в Трудовой кодекс РФ, согласно которой предполагается обязательное введение профессиональных стандартов: требований к образованию, стажу работы и набору навыков для каждого сотрудника (Законопроект «О внесении изменений в статью 1951 ТК РФ»)

 

 Комментирует Председатель ФНПР  Михаил Шмаков:

Законопроект вносит изменения в ТК РФ, в соответствии с которыми профессиональный стандарт становится обязательным к применению организациями всех форм собственности. При этом норма об установлении порядка разработки и утверждения профессиональных стандартов Правительством РФ сохраняется, а порядок применения профстандартов с федерального уровня переносится на локальный.

Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель обязан предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции. Трудовая функция, в свою очередь, это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации.

Сегодня работнику на основании тарифно-квалификационных характеристик устанавливается трудовая функция по одной должности или профессии (специальности), в профессиональном стандарте таких профессий может быть несколько.

Федерация Независимых Профсоюзов России поддержала законопроект, но предлагает дополнить его нормой об учете мнения профсоюзной организации при применении профессиональных стандартов в организации или на предприятии. ФНПР также предлагает установить срок введения в действие профессиональных стандартов для организаций всех форм собственности с 1 января 2020 года.

Что касается наличия профильного образования для работы по определенной должности или профессии, то  в  разных профстандартах к уровню и профильности образования содержатся различные требования. Есть жесткие требования к профильному образованию, например, для врачей, учителей и летчиков. Но для многих рабочих профессий и должностей служащих достаточно программ подготовки или переподготовки на базе непрофильного профессионального образования.

 

                                                                                                                                                                                                             Департамент общественных связей ФНПР

 

****

24.11.2014 г.

 

 

Трудовой конфликт легче предотвратить, чем погасить

 

В России еженедельно фиксируется до пяти острых социально-трудовых конфликтов, в том числе в виде остановок работы и забастовок. Участники международной конференции “Социально-трудовые конфликты в РФ: выявление, урегулирование, предотвращение” обсуждали, как научиться предвидеть назревающую конфликтную ситуацию. Конференция была организована  на базе Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.

 

Комментарий Евгения Макарова, заместителя Председателя ФНПР:

«Сегодня во многих развитых странах мира большинство социально-трудовых конфликтов решается в досудебном порядке.  И в России тоже должны внедряться подобные стандарты.  В разрешении более половины социально-трудовых конфликтов в стране за последние полтора года принимали участие многие общероссийские профсоюзы и их территориальные объединения. Это достаточно высокий уровень вовлеченности профсоюзов в борьбу за законные права и интересы работников. Теперь профсоюзам следует переходить на новый уровень - научиться предвидеть и превращать конфликты в эффективное средство для решения назревших проблем в трудовых отношениях.

По данным профсоюзных экспертов, в России на протяжении 2012 - 2014 годов еженедельно фиксируется до пяти серьезных социально-трудовых конфликтов, в том числе в виде остановок работы и забастовок. Показательна и динамика потерь рабочего времени по этой причине. К примеру, в первом полугодии текущего года потери выросли более чем в два раза по сравнению со всем прошлым годом.

Эта тема довольно слабо изучена в России, нет реальной статистики, но ясно одно: потери несут и работники, и работодатели, и органы местного самоуправления, и жители городов и поселений по месту нахождения  кризисных предприятий. Между тем, эти потери могут быть существенно снижены, если конфликт обнаружить заранее, в том числе с помощью систематического объективного мониторинга социально-трудовой обстановки.

Следует также организовать профессиональное сопровождение переговорных процессов, поиск и достижение компромиссов при ведении социального диалога. При необходимости - с подключением СМИ и использованием эффективных инструментов профсоюзной солидарности. Это сложно делать в условиях противостояния, ещё сложнее - начинать искать решение конфликта до того, как он стал реальностью. Без профессиональных знаний и проверенных на практике инструментов невозможно эффективно (с минимумом потерь) войти в конфликт и, тем более, выйти из него.

Уверен в том, что значимость и авторитет профсоюзов в рабочей среде и среди населения в целом будет возрастать в прямой зависимости от степени их умения  предвидеть и предотвращать социально-трудовые конфликты».

 

                                                                                                                                                                                                           Департамент общественных связей ФНПР

 

****

17.11.2014 г.

 

.

Абсолютной безопасности не бывает

 

В конце октября прошла Всероссийская конференция «Оценки профессиональных рисков». Ее организовали Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство образования и науки РФ,  Российский государственный социальный университет с участием Роспотребнадзора. На конференции развернулась острая дискуссия вокруг новой доктрины «приемлемого риска», которая должна прийти на смену существующей  доктрине   «абсолютной безопасности». 

 

Комментирует секретарь ФНПР, главный технический инспектор труда ФНПР Виталий Трумель:

 

         «Сейчас в стране действует доктрина «абсолютной безопасности» или «нулевого риска». Предполагается, что с помощью должных научно-технических, организационных, медицинских и правовых мер возможно предотвратить любое, даже малейшее нанесение ущерба здоровью работника, если условия труда на рабочем месте находятся в пределах допустимых уровней неблагоприятных факторов.              

Однако отечественный и зарубежный опыт показывает, что использование даже самых эффективных мер безопасности, современных методов контроля за технологическими процессами не обеспечивает и, в принципе, не может обеспечить абсолютную надёжность производства или инженерных сооружений. Следовательно,  принципиально невозможно исключить профессиональный риск. Анализ профессиональной заболеваемости показывает, что даже в пределах «пороговых» значений вероятность повреждения здоровья весьма существенна.

         По мнению Федерации Независимых Профсоюзов России,  проблема доктрины «нулевого риска» состоит в том, что принципиально не выполнимы принятые работодателями обязательства в соответствии с действующим законодательством по обеспечению всех работающих безопасными условиями труда. Своим догматическим характером эта доктрина сковывает развитие более совершенных методов и критериев оценки профессиональных рисков.                  Признание невозможности «абсолютной безопасности» на любом производстве ставит перед учёными и специалистами задачу, с одной стороны, введения и определения «приемлемого» для общества уровня опасности или риска, с другой стороны, формирования и принятия мер по исключению чрезмерного или «недопустимого» риска. При этом профсоюзы отмечают, что круг методов оценки риска значительно расширяется: существующие методы оценки производственной среды и трудового процесса могут дополняться методами оценки здоровья, трудоспособности работников, установления зависимости между состоянием условий труда и вероятностью возникновения предпосылок для несчастных случаев.

         По мнению ФНПР, новая доктрина охраны труда, а именно доктрина «приемлемого риска», которая будет сформирована в рамках законодательства «О безопасности и гигиене труда»,  позволит выйти на другой уровень в оценке профессиональных рисков».

 

                                                                                                                                                                                                                         Департамент общественных связей ФНПР

 

 

***

 

Обращение

Федерации Независимых Профсоюзов России к Председателю Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации, руководителям фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

 

В настоящее время наша страна переживает сложный экономический период.

Падение цен на нефть и рост курса иностранных валют относительно рубля привели к росту цен на потребительские товары, превысившему все прогнозные значения. Потребительская инфляция, по оценкам многих экспертов, уже составляет около 20 процентов. При этом парадоксом нашей экономики в отличие от других стран является ускоренный рост цен на бензин и другое моторное топливо при падении цен на нефть, что и ведёт к повышению цен на все товары и услуги.

Существенный рост цен на товары первой необходимости – это, в первую очередь, удар по уровню жизни малообеспеченных граждан.

Государственной Думой приняты в первом чтении проекты федеральных законов о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и об установлении с 1 января 2015 года минимального размера оплаты труда в сумме 5965 рублей.

В этой ситуации Федерация Независимых Профсоюзов России считает необходимым при рассмотрении во втором чтении законопроектов о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и о минимальном размере оплаты труда установить минимальный размер оплаты труда в сумме не ниже 6500 рублей.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                       10.11.2014

****

Рабочая встреча в Кремле

 

5 ноября в Кремле состоялась рабочая встреча Президента России Владимира Путина с Председателем ФНПР Михаилом Шмаковым. Профсоюзный лидер поднял вопрос о законопроекте, регулирующем положение иностранных граждан в России, который подразумевает замену квот на мигрантов патентами.  

«Было бы целесообразно, с нашей точки зрения, чтобы в принятии решения как о привлечении и выдаче патентов, так и о прекращении выдачи патентов участвовала  трехсторонняя региональная комиссия», - сказал Шмаков. На что Владимир Путин ответил согласием еще раз обратить внимание на вопрос привлечения социальных партнеров к регулированию миграционных потоков.  

Председатель ФНПР внес также предложение о сохранении на федеральном уровне надзорной функции в сфере регулирования труда, сославшись на то, что «передача этой функции полностью в регионы ухудшит ситуацию, поскольку региональные сотрудники Рострудинспекции больше подвержены давлению местных властей». 

Президент выразил готовность еще раз переговорить с правительством по данному вопросу, отметив при этом, что «мы боремся, в принципе, за большую передачу полномочий на места, с тем, чтобы федеральные органы власти не были обременены излишними функциями. Мнение профсоюзов, конечно, будет учитываться. Обязательно передам ваши комментарии правительству. Прежде, чем что-то сделать, обязательно с вами посоветуемся».

 

Департамент общественных связей ФНПР

 

****

«Закон о ТОРах»

может поставить крест на развитии районов Крайнего Севера

 

15 октября Правительством РФ был внесен в Госдуму РФ проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации».

Комментарий секретаря ФНПР,  руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олега Соколова:

Специальная статья этого законопроекта (его еще называют «законом о ТОРах») фактически отменяет действие всех государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Отменяются не только районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, но и дополнительные оплачиваемые отпуска, гарантии при увольнении и другие права.

Учитывая, что в этой же статье содержится норма разрешающая работодателям в ТОРах привлекать на работу иностранных мигрантов без каких-либо ограничений, четко видно какое опережающее развитие готовит для Дальнего Востока «родное» министерство. Снятие ограничений на привлечение иностранной рабочей силы с одно­временной отменой северных гарантий и компенсаций, ведущее к существен­ному занижению заработной платы работников, приведет к за­селению регионов Дальнего Востока выходцами из Юго-Восточной Азии и возможному вытеснению из данных регионов граждан Российской Федерации. Причем, как следует из названия закона, эту практику предполагается распространить и на другие «отдельные территории Российской Федерации».

Государственные гарантии и компенсации работающим на территориях с особыми климатическими условиями определены федеральным законодательством. Федерация Независимых профсоюзов России категорически возражает против каких-либо изъятий из Трудового законодательства, в т.ч. государственных гарантий работникам-северянам.

При предварительном рассмотрении этого закона, профсоюзы давали больше десятка замечаний, практически, ни одно из них не было учтено. Мы воспринимаем эти инициативы, как неприкрытую «диверсию» по отношению к сложившейся системе социально-трудовых отношений. Поэтому борьба вокруг этого вопроса далеко не закончена.

                                              

                                                                                                                                                                                                             Департамент общественных связей ФНПР

 

****

Пресс-релиз

 

ФНПР – учредитель Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов – публикует 10 вступивших в силу судебных решений по делам, выигранным СПбГУП у «Рособорнадзора».

В российских СМИ появилась информация о том, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки лишила государственной аккредитации Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.

Встревожены десятки тысяч людей.

ФНПР не получала никакой официальной информации от Рособрнадзора по данному вопросу, но располагает фактами многочисленных серьезных ошибок Рособрнадзора при исполнении возложенных на эту организацию государственных функций.

         ФНПР публикует некоторую часть имеющихся фактов в виде
10 вступивших в силу судебных решений.

         Следует отметить, что в вузовской среде существует мнение о необычайном давлении со стороны чиновников Рособрнадзора на участников различных проверок СПбГУП с целью поиска малейших недостатков и придания этим недостаткам вселенского масштаба. Между тем, речь идет о вузе с уникальным (практически 100%) трудоустройством и карьерным ростом выпускников. Государством на самом высоком уровне неоднократно отмечалось, что СПбГУП является одним из отечественных лидеров по качеству образования.

         ФНПР полагает, что систематическое давление, оказываемое Рособрнадзором на СПбГУП, имеет причины, лежащие за пределами его образовательной деятельности. И работа Рособрнадзора в этой связи сама должна стать предметом внимания иных надзорных органов.

         ФНПР готовит обращение в Правительство РФ и Генеральную прокуратуру РФ по данному вопросу. Видимо, Рособрнадзору будет предъявлен и иск о возмещении ущерба деловой репутации СПбГУП.

 

Департамент общественных связей ФНПР

 

История

судебных споров СПбГУП с Рособрнадзором

 

1.     Дела в пользу СПбГУП:

Судебная инстанция

Номер дела

Характер предъявленных нарушений

Результат

Вступление в силу

1

Мировой судья СУ № 128 (Дятлова Т.Е.)

дело № 5-60/2013-182

Непереоформление лицензии, отсутствие в лицензии реализуемых видов образовательной деятельности

08.05.2013 г. вынесено постановление о прекращении дела за отсутствием состава нарушения

Вступило в силу, не обжаловалось

2

Мировой судья СУ № 128 (Дятлова Т.Е.)

дело № 5-57/2013-182

Несоответствие рабочих планов и расписаний образовательным стандартам

08.05.2013 г. вынесено постановление о прекращении дела в связи с малозначительностью, вынесено предупреждение

Вступило в силу, не обжаловалось

3

Мировой судья СУ № 128 (Дятлова Т.Е.)

дело № 5-56/2013-182

Нарушение требований при реализации образовательных программ

08.05.2013 г. вынесено постановление о прекращении дела в связи с малозначительностью, вынесено предупреждение

Вступило в силу, не обжаловалось

4

Мировой судья СУ № 128 (Дятлова Т.Е.), Фрунзенский р-ный суд Санкт-Петербурга

дело № 5-58/2013-182

Нарушение правил оказания образовательных услуг, отсутствие аккредитации по реализуемым образовательным программа

08.05.2013 г. вынесено постановление о прекращении дела за отсутствием состава нарушения

 

27.11.2013 решением Фрунзенского р-ного суда Санкт-Петербурга надзорная жалоба Рособрнадзора не удовлетворена, подтверждена обоснованность вынесенного постановления

Вступило в силу

5

Мировой судья СУ № 128 (Дятлова Т.Е.), Фрунзенский р-ный суд Санкт-Петербурга,  Санкт-Петербургский городской суд

дело № 5-193/2013

Непредставление сведений в систему ФИС ЕГЭ

27.12.2013 г. вынесено постановление о прекращении дела в связи с отсутствием доказательства о нарушении со стороны Университета

Вступило в законную силу, не обжаловалось

6

Мировой судья СУ № 128 (Дятлова Т.Е.)

дело № 5-103/2014-182

Непредставление сведений в систему ФИС ЕГЭ

23.04.2014 г. вынесено постановление о прекращении дела за отсутствием состава нарушения

Вступило в законную силу, не обжаловалось

7

Фрунзенский р-ный суд Санкт-Петербурга

дело № 5-262/2013

Отсутствие учебно-методической документации

01.07.2013 г. вынесено постановление о прекращении дела в связи с истечением срока для привлечения к ответственности

Вступило в силу, не обжаловалось

8

Арбитражный суд г. Москвы

дело № А40-105300/2013

Обжалование предписания Рособрнадзора № 03-55-88/14-Л/З/К от 15.04.2013

16.12.2013 г. предписание признано  недействительным

Вступило в законную силу, не обжаловалось

9

Ленинский р-ный суд Владивостока

дело № 5-846/2013

Несоблюдение лицензионных требований, нарушение образовательных стандартов, отсутствие учебно-методического материала

08.11.2013 г. вынесено постановление о прекращении дела в связи с малозначительностью, вынесено предупреждение

Вступило в законную силу, не обжаловалось

10

Мировой судья СУ № 1 Ленинского р-на г. Владивостока, Ленинский р-ный суд Владивостока

 дело № 12-271/2014

Несоблюдение лицензионных требований, нарушение образовательных стандартов, отсутствие учебно-методического материала

04.03.2014 г. вынесено постановление о прекращении дела в связи с истечением срока для привлечения к ответственности

Вступило в законную силу, не обжаловалось

 

****

 

Три выходных лучше, чем два. Но без потери в зарплате

В последние насколько дней в прессе широко обсуждаются предложения о возможном введении в Российской Федерации четырехдневной рабочей недели.

Комментарий Председателя ФНПР М.В. Шмакова:

«Позиция ФНПР о переходе на четырехдневную рабочую неделю состоит в том, что профсоюзы согласны с данным предложением, но с условием сохранения заработной платы. В российском законодательстве предусмотрена 40-часовая рабочая неделя. Можно «втиснуть» 40 часов и в 4 рабочих дня, тогда рабочий день будет составлять 10 часов, если не менять количество часов в рабочей неделе. Однако некоторые развитые государства пошли по другому пути. Например, во Франции установлена 36-часовая рабочая неделя. Можно рассматривать и этот вариант. В этом случае установление количества рабочих дней – это вопрос лишь организации производства. В принципе, профсоюзы не против перехода на четырехдневную рабочую неделю, но при соблюдении российского трудового законодательства и с сохранением или увеличением заработной платы. Три выходных дня лучше, чем два, но этот вопрос требует серьезного обсуждения, в частности, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». 

****

ФНПР выдвигает предложения об условиях применения профессиональных стандартов в России

В Госдуме в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий поправки в статью 195-1 Трудового кодекса РФ в части законодательного закрепления обязательности применения профессиональных стандартов государственными муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Обязательность применения профессиональных стандартов может привезти к приостановке применения или полной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Комментарий секретаря ФНПР,  руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олега Соколова:

«Профсоюзы активно участвуют в работе по подготовке и продвижению профессиональных стандартов в России с 2012 года. На сегодняшний день разработано несколько сотен профессиональных стандартов по разным видам экономической деятельности. Данные стандарты призваны стать основой для определения кадровой политики на предприятии и увязки профессионального образования с потребностями рынка труда.

В настоящее время актуальной задачей является применение профстандартов в практической плоскости. В соответствии с принятым законопроектом профессиональные стандарты будут применяться для разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, совершенствования системы оплаты труда. На сегодняшний день основой для установления трудовой функции работника являются квалификационные или тарифно-квалификационные характеристики.

Федерация Независимых Профсоюзов России выдвинула предложение о применении профессиональных стандартов в отношении работников исключительно после их предварительной апробации, которая должна проводиться в течение не менее одного года. По мнению ФНПР, эта мера должна включать в себя целый комплекс задач по нормированию труда, исследованию влияния условий труда на здоровье работника и другие заключения специалистов в области охраны труда.

Специалисты ФНПР участвуют в рабочей группе при Министерстве труда и социальной защиты РФ по разработке методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов и будет настаивать на включении своих предложений и замечаний к данному документу». 

****

 

ФНПР вносит предложения по совершенствованию механизма социальных выплат безработным гражданам

 

Под давлением ФНПР Минтруд представил проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает увеличение максимального размера пособия по безработице до уровня прожиточного минимума с 1 января 2016 года.

Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР Олега Соколова:

Проект федерального закона направлен на повышение размера пособия по безработице для граждан, «потерявших работу и имевших в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, оплачиваемую работу не менее 26 недель». Согласно законопроекту таким гражданампособие будет выплачиваться в процентном отношении к среднему заработку в течение 9 месяцев. Максимальный размер пособия увеличится и может достичь уровня прожиточного минимума. Напомню, что сейчас максимальный размер пособия по безработице составляет 4 900 рублей.

Федерация Независимых Профсоюзов России считает своевременным повышение размера пособия по безработице для данной категории безработных граждан, и предлагает  установить срок вступления в силу соответствующего федерального закона – 1 января 2016 года. 

Кроме того, ФНПР внесла предложение об установлении двух видов пособий по безработице: социального базового пособия и страхового пособия. Социальное базовое пособие по безработице должно выплачиваться безработным гражданам из средств федерального бюджета независимо от наличия трудового и страхового стажа безработного. Страховое пособие по безработице предлагается выплачивать из средств страхования от потери работы.

Однако меры, за счет которых предполагается увеличить размер пособия по безработице, ФНПР считает недостаточными и настаивает на переходе на страховые принципы защиты от безработицы не позднее 1 января 2017 года.

 

****

Профсоюзы внесли свои корректировки в проект федерального бюджета страны

 

18 сентября на заседании Правительства РФ был в основном принят  проект федерального бюджета страны на 2015год и на плановый период 2016-17 гг. Накануне 16 сентября основные параметры данного проекта были рассмотрены на заседании Российской трехсторонней комиссии.

Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР Олега Соколова:

В данном проекте федерального бюджета страны профсоюзам удалось добиться исполнения своих требований по выделению средств на исполнение социально-экономических указов президента России, принятых в 2012 году. На основании этих указов будет продолжено повышение заработной платы бюджетников, а также будет оказана поддержка государством преобразований в экономике в виде инвестиций со стороны государства в развитие производственной инфраструктуры. Так, за счет средств Фонда национального благосостояния будет реализовываться федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию Республики Крым и города Севастополь, будет реализовываться проект развития московского транспортного узла, а также будет оказана поддержка сельскохозяйственным производителям, что особенно важно в условиях экономических санкций в отношении России и необходимости развития отечественного аграрного производства.

ФНПР в то же время категорически выступила против инициативы Министерства финансов, которая предполагает отмену фиксированной выплаты пенсии для будущих работающих пенсионеров. Это означает, что работники, которые выйдут на пенсию в 2015 году, будут получать пенсию меньшую, чем нынешние работающие пенсионеры. Профсоюзы считают данную инициативу нарушением Конституции страны, так как не могут быть разные права у пенсионеров нынешних и будущих. Кроме того, не могут приниматься законы, которые направлены на ухудшение положения граждан страны.

 

****

 

                

ФНПР убедила Правительство в необходимости отмены накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин  впервые публично  заявил, что «рассматривается возможность сделать накопительную часть пенсии добровольной».

Комментарий руководителя Департамента социального развития ФНПР Константина Добромыслова:

ФНПР длительное время призывала Правительство отменить накопительный компонент в системе обязательного государственного пенсионного страхования, сохранив возможность граждан участвовать в добровольном дополнительном пенсионном страховании. По мнению профсоюзов, накопительный компонент в обязательном пенсионном страховании показал свою неэффективность, так как не в состоянии обеспечить гарантированную выплату пенсии в необходимом размере при условии сохранения ее покупательной способности.

При отмене накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования пенсионные права граждан не будут уменьшены, так как индексация страховой части пенсии происходит более интенсивными темпами, чем начисления инвестиционного дохода на накопительную часть пенсии. 

Необходимо подчеркнуть, что в обязательном пенсионном страховании сохраняется объем отчислений страховых взносов работодателем, который составляет 22% от фонда оплаты труда работника. Дополнительное пенсионное страхование должно осуществляться за счет дополнительных страховых взносов, которые работники сами могут уплачивать из своей заработной платы, принимая на себя все риски выбора негосударственного пенсионного фонда.

 

                                             ****

                                                            

 

                         Стратегический ресурс ФНПР

            В августе многие молодые профактивисты сменили привычные места работы и учебы на палаточные лагеря.  В рамках Всероссийского форума «Селигер 2014»  прошла смена "Работающая молодежь", а на озере Байкал завершилась первая часть Всероссийского форума ФНПР «СТРАТЕГИЯ – Восток».

     Комментарий заместителя Председателя ФНПР Галины Келехсаевой:

         «Завершившийся недавно первая часть финального этапа молодежного форума «СТРАТЕГИЯ 2014 - Восток» выявила много новых перспективных профсоюзных работников и активистов.  Он был организован с целью выработки перспективной молодежной стратегии и решения конкретных задач, стоящих перед поколением профсоюзной молодежи на современном этапе развития гражданского общества в России. Всего в  мероприятии приняло участие около 200 профсоюзных активистов.

Теперь нас ожидает «СТРАТЕГИЯ 2014 - Запад», которая пройдет в сентябре на Волге в Ярославской области. Там мы продолжим работу с «кадровой картотекой резерва», отдавая предпочтение тем, кто выиграл конкурсы, выявляющие лидерские качества.

         В этой связи следует отметить, что многие членские организации ФНПР ежегодно проводят конкурсы «Студенческий лидер», победители которых зачастую занимают руководящие профсоюзные должности.

Второй год ФНПР  принимает участие вместе с Росмолодежью в форумах на Селигере, где организованы достойные программы патриотического воспитания и профессионального обучения, в которых молодые представители трудовых коллективов получают навыки управления молодежным объединением предприятия, приобретают знания о том, как защитить свои трудовые права и права своих коллег.

         Отрадно отметить, что на Селигере интерес к профсоюзам заметно возрос. Если в прошлом году мало кто интересовался профсоюзами,  и наши представители были вынуждены заявлять о себе серией демонстративных акций, то в этом году участники форума уже хорошо знали, что такое профсоюзы и ФНПР, в частности,  – флаги нашей Федерации были на всех площадках.

 Молодые люди в возрасте до 35-ти лет составляют треть от общей численности членских организаций ФНПР, и мы рассматриваем их как свой стратегический ресурс»     

****

                                                                                                           

                     Либо пособие, либо отпуск

В ФНПР участились обращения работников, находящихся в отпусках по уходу за ребенком, по вопросам предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного  ст. 260 Трудового кодекса РФ, и сохранения при этом пособия по государственному социальному страхованию.

 Разъяснение Правового департамента Аппарата ФНПР:

Эту тему «закрыло» постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». Согласно этому документу  ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется работнику, который находится в отпуске по уходу за ребенком и одновременно получает пособие по уходу за ребенком. Дело в том, что  использование двух и более отпусков одновременно Трудовой кодекс РФ не предусматривает.

Данная позиция подтверждена и письмом Фонда социального страхования РФ от 14 июля 2014 года. «О выплате ежемесячного пособия по уходу за ребёнком». Суть его в том, что со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет застрахованным лицам выплачивается пособие. При этом право на пособие сохраняется даже тогда, когда человек, находящийся в отпуске по уходу за ребёнком, работает на условиях неполного рабочего времени. 

Таким образом, застрахованное лицо может либо находиться в отпуске по уходу за ребёнком и получать соответствующее пособие, либо прервать его для использования ежегодного основного оплачиваемого отпуска. При этом допускается неоднократное возобновление отпуска по уходу за ребёнком и выплаты пособия.

                                                  Агитбригады – живое творчество профсоюзной молодёжи

 В текущем году уже шестой раз на Урале состязались лучшие агитбригады, направленные членскими организациями Федерации независимых профсоюзов России из разных городов России. Проведение конкурса агитбригад было поддержано Исполкомом ФНПР.

Комментарий Сергея Боровичёва, заместителя руководителя Департамента социального развития Аппарата  ФНПР

Профсоюзные агитбригады – уникальный и редкий жанр художественного творчества молодых профактивистов, что обусловило пристальное внимание и поддержку этой яркой и эффективной формы пропаганды профсоюзов в молодежной среде.

Организаторами ежегодного конкурса агитбригад являются Федерация независимых профсоюзов России и Федерация профсоюзов Свердловской области. В 2008 году ФПСО стала инициатором возрождения движения профсоюзных агитбригад и организовала первый областной конкурс, после чего конкурс стал общероссийским.

Напомню, что рожденные профсоюзами «синеблузники» несли в массы заряд энергии, боролись с бюрократами, обнажали пороки, мешающие развиваться государству, были мощным оружием профсоюзов в борьбе за  права трудящихся.

В  промышленном центре Урала,  в  областных конкурсах  ежегодно  участвует не менее 15 агитбригад, причем количество их увеличивается, а  качество выступлений - год от года повышается. На Урал с «боевым» настроем  едут профсоюзные агитбригады показать, насколько владеют они агитационно-пропагандистской работой и художественным мастерством.

         Финансовые возможности для  их направления на конкурс находят территориальные объединения организаций профсоюзов Башкирии, Бурятии, Саха (Якутии), Северной Осетии – Алании, Удмуртии, Татарстана, Алтайского, Красноярского, Пермского и Приморского краёв, Астраханской, Курганской, Мурманской, Омской, Тюменской, Челябинской областей, Санкт-Петербурга и ряда других регионов.

         В то же время не секрет, что примеры  выступлений агитбригад на предприятиях и в организациях - явление далеко не массовое. Участникам  требуется серьёзная методическая помощь по творческим вопросам и организационно-финансовая поддержка  профсоюзных руководителей.

 

ФНПР поддерживает меры Минтруда по повышению территориальной мобильности граждан

В связи с ростом дефицита трудовых ресурсов во многих регионах РФ становится все более актуальной тема внутренней трудовой миграции.

Мероприятия по повышению трудовой мобильности граждан предусмотрены планом мероприятий, утвержденным Распоряжением Правительства на 2014-2018 годы.

Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олега Соколова:

Профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) неоднократно указывала своим социальным партнерам на то,  что в  настоящее время внутренняя трудовая миграция преимущественно направлена в три субъекта Российской Федерации - Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Суть профсоюзных предложений сводилась к тому, что в отдаленных субъектах РФ, в первую очередь, в Дальневосточном и  Сибирском федеральных округах, должны быть разработаны региональные программы, направленные на реализацию инвестиционных проектов и учитывающие наличие потребности в работниках. Другими словами, позиция ФНПР направлена на непосредственное финансовое  участие государства  в  содействии переезду россиян к новому месту работы, обеспечения их жильем и, как следствие, на повышение востребованности отечественных работников на рынке труда.

Мнение  ФНПР было принято во внимание,  и утверждённый правительством план мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации включил в себя определение территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов и реализацию региональных программ повышения трудовой мобильности граждан.

Работодатель при этом получит сертификат на привлечение работников. Стоимость сертификата - 225 тыс. рублей. Предполагается следующее соотношение финансирования 50% - федеральный бюджет; 25% - бюджет субъекта. Сумма составит 150 тысяч из средств федерального бюджета и 75 тысяч - средства субъекта РФ. Сегодня затраты работодателя в среднем на привлечение одного человека составляют около 300 тысяч рублей, что включает в себя стоимость аренды жилья для работника на год, его переезд и при необходимости - стоимость обучения. Представленная схема позволит работодателю компенсировать около 75% своих затрат.

Новый механизм стимулирования трудовой мобильности начнет применяться уже в 2015 году. По расчетам Минтруда, это позволит стимулировать переезд в другие субъекты Российской Федерации более 150 тыс. человек к 2018 году.

 

ФНПР  - за приоритет российским пилотам

В настоящее время готовится постановление Правительства Российской Федерации «О допуске иностранных граждан для замещения должности командира гражданского воздушного судна». В соответствии с ним, предлагается в течение ближайших 5 лет привлекать по 200 человек ежегодно иностранных пилотов в качестве командиров гражданского воздушного судна при условии наличия допуска и соответствия определенным условиям.

Комментарий секретаря ФНПР, руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олега Соколова:

В апреле текущего года по инициативе Правительства РФ был принят законопроект, который позволяет привлекать в качестве командиров воздушных судов гражданской авиации пилотов иностранных государств. Появление данного законопроекта  было пролоббировано крупными российскими авиакомпаниями, которые ссылались на нехватку российских пилотов и быстрый рост  числа авиаперевозок.  Этот закон под давлением крупных авиаперевозчиков был принят, хотя профсоюзы изначально возражали против этого законопроекта.

В соответствии с ним иностранные граждане могут работать в качестве командиров гражданских судов. В настоящее время готовится постановление Правительства Российской Федерации в целях реализации данного законопроекта.

ФНПР считает, что законопроект направлен только на снижение издержек авиационных компаний. Российские пилоты получают достаточно высокую заработную плату. Она, конечно, ниже, чем у многих западных компаний, но выше, чем у пилотов стран СНГ. В то же время данная зарплата определяется большим налетом часов и высокой интенсификацией труда.

Однако вместо вложений в подготовку отечественных пилотов авиационные компании пошли более легким путем, привлекая иностранных пилотов. В этом есть достаточно серьезная угроза для безопасности полетов, так как на существующую зарплату российского летчика из стран Запада с запада может пойти далеко не лучший персонал, а качество подготовки летного персонала стран СНГ уступает качеству российского. Поэтому ФНПР настаивала на ограничении периода привлечения иностранных пилотов до 1 года. Но, к сожалению, добиться этого пока не удалось.  На ближайшем заседании РТК будет рассматриваться постановление Правительства в развитии этого законодательства.

Позиция профсоюзов остается прежней. ФНПР считает, что иностранные пилоты могут быть приняты только на короткий срок в качестве исключения. Кроме того, необходимо разработать программу по подготовке и переподготовке командиров воздушных судов гражданской авиации отечественных пилотов, а средства авиакомпаний   должны вкладываться в развитие такой учебной базы. В конечном счете, по мнению ФНПР,  приоритет  должен оставаться за созданием рабочих мест для российских граждан, в том числе и в такой высокотехнологичной сфере как воздушные перевозки.    

 

Департамент общественных связей Аппарата ФНПР