Новости
Профсоюз ТВ

Информационный бюллетень № 6. Охрана труда

Профсоюз работников строительства и промышленности

строительных материалов Российской Федерации

(Профсоюз строителей России)

 

 

Информационный бюллетень

 

 

Организация профсоюзного контроля за

состоянием охраны труда

 

 

 

 (Выпуск № 6)

 

 

 

 

Москва, 2015

 

--------------------------------------------------

Уважаемые читатели!

 

Сборник предназначен для профсоюзных работников, технических инспекторов труда профсоюза и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза.

В серии Информационный бюллетень «Организация профсоюзного контроля за состоянием охраны труда» уже вышли в свет:

Выпуск № 1 в 2009 г. – действующие нормативные акты по охране труда и рекомендации по организации контроля за состоянием охраны труда.

Выпуск № 2 в 2010 г. – почин бригады А.Д. Басова «Работать высокопроизводительно, без травм и аварий».

Выпуск № 3 в 2012 г. – мотивация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, изменения в Трудовом Кодексе.

Выпуск № 4 в 2013 г. – доклад Минтруда «О реализации государственной политики в области охраны труда в РФ в 2012 году».

Выпуск № 5 в 2014 г. – порядок назначения компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, примеры из судебной практики.

Этот выпуск представляет Практические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля при проведении специальной оценки условий труда.

 

Отзывы и пожелания просим сообщать и присылать по адресу: 119119,

г. Москва, Ленинский пр-т, 42, Профсоюз строителей России, тел.: 938-82-36, 938-81-38, факс 930-98-95,е-mail: strop5@mail.ru.

 

-------------------------------------------------------

 

Уважаемые коллеги!

            Принятию Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предшествовала многолетняя острая дискуссия между работодателями, профсоюзами и государством: речь идет не просто о замене постсоветской системы аттестации рабочих мест, а о масштабной реформе устаревшего компенсационного института охраны труда. Закон приняли, чтобы стимулировать переход к рыночному механизму защиты здоровья работников на основе оценки реальных профессиональных рисков. Компании либо платят дополнительные взносы в Пенсионный фонд  и фонд соцстраха, чтобы обеспечить социальные гарантии работникам, либо вкладывают в модернизацию производства, чтобы сделать рабочие места более безопасными.

             Ключевой посыл закона – работодатель должен инвестировать не в возмещение ущерба от профзаболевания или смерти работника, а в сохранение его здоровья. Только так можно создать превентивную систему управления профессиональными рисками. Больше денег в охрану труда – ниже тариф страховых взносов в Пенсионный фонд. Снизится класс условий труда, станет меньше компенсационный пакет работнику, меньше отпуск.
            Размер компенсаций определяется с помощью специальной методики оценки рабочих мест и классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. По итогам специальной оценки условий труда, которую могут проводить только аккредитованные Минтрудом организации, рабочим местам должен быть присвоен один из четырех классов условий труда: оптимальный, допустимый, вредный, опасный. Если вредные и (или) опасные факторы выявлены, работодатель должен перечислять  дополнительные  страховые взносы  в  Пенсионный  фонд для формирования досрочной пенсии работников.

             Чтобы полнее разобраться в возможностях и правах представителей профсоюза в процедуре  специальной оценки условий труда созданы настоящие Практические рекомендации в которых рассмотрены основные направления деятельности профсоюза при проведении специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда, критерии определения условий труда на рабочих местах и уровней профессиональных рисков.

            Для профсоюза рекомендации дают возможность активно и грамотно контролировать проведение специальной оценки условий труда, оспаривать её и инициировать процедуру проведения специальной оценки условий труда в случае ущемления прав членов профсоюза, ухудшения условий труда и снижения гарантий и компенсаций.

           Желаем удачи!

           Выражаем глубокую благодарность технической инспекции Свердловской областной организации профсоюза строителей (Монахов Е.Д.) за создание  настоящих Практических  рекомендаций.

 

                                                                                                                                                                                          Мейер С.А.    главный технический инспектор

                                                                                                                                                                                                                   Профсоюза строителей России    

---------------------------------------------------------

 

Практические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля при проведении специальной оценки условий труда

 

Специальная оценка условий труда(СОУТ)- это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса  и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя!

Зачем проводить СОУТ?

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (далее -Закон) результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) оценки уровней профессиональных рисков;

16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

По результатам СОУТ для рабочего места устанавливается класс условий труда в соответствии с классификацией установленной ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Условия труда можно разделить на безопасные (за работу в которых гарантии и компенсации не предоставляются) и опасные (соответственно, гарантии и компенсации предоставляются)

К безопасным условиям труда относят:

Оптимальные условия труда (1 класс)- условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимые условия труда (2 класс)-  условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

К опасным условиям труда относят:

Вредные условия труда (3 класс)-  условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. Вредные условия делятся:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасные условия труда(4 класс) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Класс условий труда на рабочем месте устанавливается по результатам СОУТ или действующей на сегодняшний день аттестацией рабочих мест.

 

Когда необходимо проводить СОУТ?

 

Плановаяспециальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет. В случае, если в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда до 1 января 2014 года, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. При этом специальная оценка условий труда на данных рабочих местах должна быть проведена не позднее даты истечения срока действия результатов предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда.

Однако, в соответствии с переходными положениями Закона и с учетом Письма Минтруда России № 15-1/В-1829 в отношении рабочих мест, не указанных вчасти 6статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года. Число этапов проведения СОУТ, и количество рабочих мест, на которых будет проведена СОУТ в ходе каждого этапа, могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ.

Поэтапная СОУТ невозможнав отношении рабочих местуказанных вчасти 6статьи 10, которые без проверки признаются рабочими, местами с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Это:

- рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенной аттестации были установлены вредные или опасные условия труда.

В случае если в организации начинается проведение СОУТ, такие рабочие места оцениваются в первую очередь.

Это не исключает возможность проведения внеплановой СОУТ, а так же, работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в установленном порядке до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Внеплановаяспециальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.

 

Кто проводит СОУТ?

 

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, проводящими специальную оценку условий труда и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Привлекая несколько организаций проводящих СОУТ работодатель, в договоре с каждой из них, указывает конкретные работы, проводимые той или иной организацией.

При этом необходимо понимать, что для проведения СОУТ работодатель образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. В состав комиссии включаются:

- представители работодателя;

- специалист по охране труда (является представителем работодателя, включается в обязательном порядке);

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Представители профсоюза включаются в состав комиссии решением профкома организации, которое должно быть подтверждено протоколом заседания профкома, копия которого направляется работодателю. Законом не предусмотрено кто будет представлять в данной комиссии выборный органа первичной профсоюзной организации. Таким образом, это могут быть члены профкома, уполномоченные по охране труда, иные члены профсоюза или специалисты обкома. При направлении в состав комиссии кандидатур от ППО необходимо понимать, что хотя законодательно не закреплено требование к обязательному обучению по охране труда членов комиссии, но знание как общих вопросов охраны труда, так и вопросов специальной оценки будет являться очень полезным.

В соответствии с Законом состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

В приказе рекомендуем отразить, помимо состава комиссии:

- сроки проведения СОУТ с указанием того в какие сроки должны быть проведены отдельные процедуры (разработка графика проведения СОУТ, разработка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ и т.п.);

- лиц ответственных за привлечение и взаимодействие с организациями, проводящими СОУТ, допуск экспертов на территорию предприятия и предоставление необходимой информации, материалов и документации, относящейся к целям специальной оценки условий труда;

- лиц ответственных за формирование перечня рабочих мест подлежащих СОУТ;

- необходимость освобождения работников участвующих в комиссии по проведению СОУТ от выполнения своих непосредственных обязанностей на время проведения заседаний комиссии;

- необходимость протоколирования заседаний комиссии по проведению специальной оценки условий;

- порядок учета предложений работников.

Комиссия по проведению специальной оценки условий труда формируется в целом по предприятию и законодательно не предусматривается создание комиссий в подразделениях предприятия. Однако не запрещено создание подкомиссий в подразделениях, члены которых не будут являться членами комиссии по проведению СОУТ и соответственно, не будут иметь права подписи карт СОУТ, но смогут способствовать работе комиссии по СОУТ. При наличии таких подкомиссий необходимо отражение их работы в приказе о проведении СОУТ.

Представители организации проводящей СОУТ в состав комиссии не включаются!

 

Требования к организациям проводящим СОУТ в соответствии с Законом:

1)указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2)наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

3)наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Кроме того перед заключением договора с такой организацией рекомендуется:

- проверить учредительные документы организации, факт регистрации юр.лица;

- рассмотреть аттестат аккредитации и область аккредитации лаборатории на соответствии области аккредитации производственным факторам, имеющимся на рабочих местах на которых планируется проведение СОУТ.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов иные испытательные лаборатории (центры).

Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда ведется Минтрудом и доступен на сайте в Интернете http://akot.rosmintrud.ru.

Однако, стоит отметить, что с учетом переходных положений установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 года включительно. Реестр таких организаций, так же, представлен на указанном выше сайте.

Специальная оценка условий труда не может проводиться:

1) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности;

2) организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

3) организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

4) организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);

5) экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

6) экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.

До заключения договора с оценивающей организацией необходимо провести организационное собрание профкома с представителями этой организации, где оговорить порядок взаимодействия с работниками и представителями профсоюза. Это связано с тем, что Закон неоднократно говорит о необходимости сборапредложений работников в том или ином случае. На данном собрании, возможно урегулировать этот вопрос, после чего закрепить решение в договоре с  оценивающей организацией, локальном нормативном акте или иным способом.

 

Как утверждается перечень рабочих мест подлежащих СОУТ?

 

Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Рабочее место– место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При этом рабочие места бывают:

Рабочее место постоянное– место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 процентов или более 2-х часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Непостоянное (нестационарное) рабочее место– рабочее место с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию.

Аналогичными рабочими местамипризнаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.

В данный перечень могут входить не все рабочие места организации. Не входят рабочие места уже прошедшие спецоценку, не подлежащие спецоценке, оценка которых не планируется на данном этапе проведения.

Не нужно путать перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с перечнем рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, форма которого приведена в разделе II приложения № 3 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению". Утвержденную форму можно взять за основу, расширив ее сведениями, которые будут необходимы в дальнейшем:

- коды выпуска ЕТКС (наименование КС) с наименованием разделов, параграфов и категорий персонала;

- СНИЛС работников;

- особые категории работников занятых на рабочих местах (из них женщин, лиц в возрасте до 18 лет, инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте);

- продолжительность рабочей недели и смены, технологических перерывов;

- перечень используемых на рабочих местах оборудования, приспособлений, инструментов и используемых материалов (с указанием серийного номера, марки, года выпуска, срока эксплуатации и др.), видов применяемого сырья и материалов;

- гарантии и компенсации, получаемые работниками за вредные (опасные) условия труда (доплаты к тарифной ставке (окладу), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий);

- право на досрочное назначение трудовой пенсии;

- выдача молока или других  равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;

- рабочие места, имеющие ограничения по подбору кадров (женщин, подростков, инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте).

- должности и профессии, подлежащие обязательным предварительным и периодическим медосмотрам, с указанием периодичности прохождения медосмотров по каждому рабочему месту.

- фактически выдаваемые работникам СИЗ на рабочих местах (так же следует подготовить документацию на СИЗ для проведения процедуры оценки эффективности СИЗ).

Время выполнения технологических операцийи, соответственно, время воздействия того или иного производственного фактора определяется в зависимости от вида рабочего места. Итоговый класс условий труда работника зависит от времени воздействия вредного фактора!

Для нестационарных рабочих мест:

Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования. Так как ответственность за проведение СОУТ лежит, в том числе, на членах комиссии по проведению СОУТ представляется, что эксперту организации проводящей специальную оценку условий труда при определении времени выполнения каждой технологической операции следует учитывать материалы и информацию, подготовленную для него комиссией по проведению СОУТ.

Для  стационарных рабочих мест:

Время выполнения каждой технологической операции определяется комиссией по проведению СОУТ путем изучения локальных нормативных актов, опроса работников и их непосредственных руководителей, а также проведением хронометража.

Как утверждается график проведения СОУТ?

График проведения СОУТ, как правило, разрабатывается комиссией по проведению СОУТ с участием представителей оценивающей организации. График утверждается работодателем. В графике предусматриваются мероприятия, сроки их выполнения, ответственные лица. В графике указываются как отдельные процедуры СОУТ (идентификация, декларирование, проведение замеров и т.п.), так и организационные и подготовительные мероприятия (заседания комиссии, составление перечней, консультационные мероприятия в подразделениях и т.п.).

 

Как проходит идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов? 

 

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов- сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н).

Закон предусматривает, что идентификации подлежат не все рабочие места.

Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Отсутствие процедуры идентификации не означает, что данные рабочие места не подлежат СОУТ. Это означает, что они не могут быть задекларированы и таким образом на них должны в обязательном порядке проходить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

На остальных рабочих местах идентификация осуществляется!

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией.

В соответствии с законодательством выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем технологической документации, результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов и т.п., а также может проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей. Однако, в любом случае, должны учитываться предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов. Документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Предложения работников профкому следует подготовить до начала идентификации и направить, через своего представителя в комиссии, соответствующему эксперту!

Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся. Такое возможно при несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором. Экспертом фиксирует в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В этом случае работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Госинспекция труда), по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда(утв. Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"). Рабочие места, где вредные факторы обнаружены, но по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов условия труда признаны оптимальными, допустимыми, вредными или опаснымине подлежат декларированию.

Таким образом, окончательное решение о проведении или не проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов по каждому рабочему месту принимается комиссией по проведению СОУТ на основании заключения эксперта. В случае несогласия членов комиссии окончательное решение принимается голосованием, при этом член комиссии имеет право высказать особое мнение, которое прикладывается к материалам СОУТ!

С учетом принятой Методики проведения специальной оценки условий труда маловероятно декларирование того или иного рабочего места. 

 

Как проходят исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов?

 

После принятия решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов комиссия формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников. За основу перечня, возможно, взять форму, приведенную в разделе II приложения № 3 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению". В перечне необходимо указывать время контакта с вредными и опасными производственными факторами в течение смены в часах (минутах) и процентах от времени смены.       

Окончательный перечень формируется на основе заключения эксперта или перечня подготовленного оценивающей организацией.

Кроме этого, при формировании перечня, необходимо учитывать:

- результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках производственного лабораторного контроля, предшествующей аттестации рабочих мест, а также результаты, полученные при проведении измерений испытательными лабораториями государственных контрольно-надзорных органов в рамках плановых (внеплановых) надзорных проверок;

-  перечни вредных факторов, на основании которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

- информацию руководителей (мастеров, начальников участков), представителей профсоюзной организации цеха, самого работника об условиях труда на рабочих местах (участках), о вредных факторах, имеющихся на производстве в каждом подразделении (цехе), где выполняет работник свои должностные обязанности

- случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов.

Ч.16 п.12.приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" предусматривает, что результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с приложением, при необходимости, эскиза помещения (схемы), в котором они проводились, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора (отбора проб). Представляется, что для рабочих мест с территориально меняющимися рабочими зонами комиссии следует составить такие эскизы и схемы для избежание ошибки которую может допустить эксперт самостоятельно определяющий точки отбора проб.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов. Таким образом, недопустимо проводить измерения во время перерывов, простое или ремонте.

Работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Профкому необходимо информировать работников о времени проведения замеров на их рабочих местах. Представителю профкома следует присутствовать при проведении замеров, фиксировать фактически установленные уровни вредных факторов, для последующего контроля их в протоколах проведения исследований.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований(испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений   оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия такого решения,   направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Госинспекция труда), по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего это решение.

 

Какие есть особенности проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды на рабочих местах?

 

Микроклимат

 Показатель микроклимата производственных помещений идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда). Измерение предпочтительно осуществлять в периоды года наиболее неблагоприятные для данных работ (в «горячих» цехах – летом, в «холодных» - зимой).

 Для открытых территорий показатели микроклимата не оцениваются!

Воздействие световой среды

Оценивается при наличии на рабочем месте источников искусственного света.

При работе на открытой территории только в дневное время суток условия труда на рабочем месте по показателю освещенности рабочей поверхности признаются допустимыми условиями труда.

Такие показатели световой среды, как прямая и отраженная блесткость, рекомендуется оценивать на рабочих местах работников, в поле зрения которых присутствуют слепящие источники света, проводящих работу с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением (металлы, пластмассы, стекло, глянцевая бумага), у которых имеются жалобы на дискомфорт зрения.

Неионизирующие излучения

В рамках аттестации рабочих мест по условиям труда проводилась оценканеионизирующих излучений при работе с ПЭВМ (персональный компьютер). В рамках, СОУТ неионизирующие излучения не оцениваются на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Тяжесть и напряженность

Оцениваются путем хронометражных наблюдений, подсчета числа выполненных операций. Методика проведения СОУТ предусматривает возможность оценки некоторых показателей  экспертным путем посредством опроса работников и их непосредственных руководителей.

 

Как применение СИЗ влияет на результат СОУТ?

 

В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Оценка эффективности СИЗ, осуществляется в соответствии с методикой утвержденной приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г.№ 976н.

Методика не применяется в отношении:

1) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;

2) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;

3) СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений;

4) СИЗ, подлежащих декларированию;

5) отдельных СИЗ, подлежащих сертификации (средства индивидуальной защиты ног (обувь) от проколов, порезов, средства индивидуальной защиты головы (каски защитные), средства индивидуальной защиты от падения с высоты и средства спасения с высоты, средства индивидуальной защиты от химических факторов и ионизирующих излучений, средства индивидуальной защиты глаз  и лица от брызг расплавленного металла и горячих частиц, средства индивидуальной защиты от термических рисков электрической дуги, диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока, одежда специальная сигнальная повышенной видимости, средства индивидуальной защиты дерматологические).

Снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в отношении вредного производственного фактора, для защиты от которого применяется оцениваемое СИЗ, и допускается на одну степень в случае если:

1) условия труда на рабочем месте в ходе проведения специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2 - 4 степени;

2) полностью реализованы процедуры оценки эффективности СИЗ предусмотренные Методикой ;

3) значение комплексной оценки эффективности СИЗ больше или равно 0,9 балла;

4) для защиты от воздействия вредного производственного фактора, в отношении которого осуществляется снижение класса (подкласса) условий труда, работником используется не более чем один вид СИЗ, прошедший обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом;

5) на соответствующих рабочих местах применяются исправные средства коллективной защиты работников

Решение об исправности (неисправности) средств коллективной защиты принимается экспертом по результатам изучения им эксплуатационной документации на такие средства, а также проведения их визуального осмотра в штатном рабочем режиме.

 

Снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в отношении вредного производственного фактора, для защиты от которого применяется оцениваемое СИЗ, и допускается более чем на одну степень в случае если:

1) условия труда на рабочем месте в ходе специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 - 4 степени;

2) полностью реализованы процедуры оценки эффективности СИЗ предусмотренные Методикой ;

3) значение комплексной оценки эффективности СИЗ равно 1 баллу;

4) для защиты от воздействия вредного производственного фактора, в отношении которого осуществляется снижение класса (подкласса) условий труда, работником используется не более чем один вид СИЗ, прошедший обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом;

5) на соответствующих рабочих местах применяются исправные средства коллективной защиты.

6) имеется согласование территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

На рабочих местах, признанных в ходе проведения специальной оценки условий труда аналогичными рабочими местами оценка осуществляется экспертом в отношении каждого работника, занятого на каждом аналогичном рабочем месте.

Не допускается снижение класса (подкласса) условий труда ниже подкласса 3.1 вредных условий труда!

Оценка удобства применения средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа проводится на основе анкетирования работника использующего данное СИЗ. Анкетирование работников проводится экспертом с участием уполномоченного должностного лица работодателя и представителя профсоюзной организации в соответствии с анкетой (рекомендуемый образец утвержден методикой).

Возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

 

Как оформляются результаты СОУТ?

 

Организация, проводящая специальную оценкуусловий труда, составляет отчет о ее проведении. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету. В этом особом мнении можно отразить замечания по каждому из этапов проведения СОУТ.

Наибольший интерес в отчете представляют карты СОУТ. Каждая карта подписывается всеми членами комиссии по проведению СОУТ и экспертами проводившими СОУТ. Перед подписанием карты следует сравнить классы условий труда указанные в карте и протоколах проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов.

Строка 40 карты указывает на необходимость предоставления гарантий и компенсаций. В строке не указывается их конкретный размер, а только необходимость предоставления.

Строка  050 карты содержит рекомендации  по  улучшению условий труда, по режимам труда и отдыха, по подбору работников. На основании этих рекомендаций разрабатывается перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда. После реализации этих мероприятий и улучшения фактических условий труда, возможно, провести повторную оценку и снизить класс условий труда работника.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Работодатель организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

 

Примерный порядок проведения СОУТ

 

-   Издание приказа о проведении СОУТ;

-   Формирование комиссиипо проведению СОУТи ее организационное заседание;

-   Составление перечня рабочих мест;

-   Выбор оценивающей организации и заключение договора с ней (или с несколькими организациями);

-   Утверждение графика проведения СОУТ и доведение его до заинтересованных лиц;

-   Проведение идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

-   Утверждения результатов идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов комиссией по проведению СОУТ;

-   Оформление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены;

-   Разработка и утверждение перечня вредных (опасных) производственных факторов, подлежащих измерениям;

-   Проведение замеров идентифицированных вредных факторов;

-   Рассмотрение комиссией по проведению СОУТ предварительных результатов инструментальных исследований;

-   Оценкаэффективности применения средствиндивидуальной защиты на рабочихместах и рассмотрениекомиссией по проведению СОУТзаключений эксперта;

-   Составление отчета о проведении специальной оценки условий труда;

-   Согласование с оценивающей организацией перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

-   Урегулирование разногласий членов комиссии по проведению СОУТ, высказывание особых мнении, утверждение отсчета о проведении СОУТ;

-   Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в Государственную инспекцию труда (при наличии);

-   Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись;

-   Размещение на официальном сайте в ITсети "Интернет" сводных данных о результатах проведения СОУТ.