Приложение
к постановлению
ЦК Профсоюза
от 20.10.2022 г. № 4-2
Информация о задачах Профсоюза по выполнению Основных направлений деятельности в области охраны труда
Работа Профсоюза в области охраны труда проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, Основными направлениями деятельности профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов работников на 2021-2025 годы и Планом мероприятий по реализации Основных направлений.
Целью профсоюза в области охраны труда является исключение травматизма или снижение его уровня профилактическими мерами, а также сокращение уровня профессиональных заболеваний.
Анализ Роструда показывает, что в число видов экономической деятельности с наибольшей численностью травмированных вошли такие виды деятельности как строительство, обрабатывающая промышленность, транспорт, лесное хозяйство. Вместе с тем, в последние годы Роструд отмечает устойчивую тенденцию к снижению уровня производственного травматизма, при этом в строительстве травматизм на производстве остается высоким по сравнению с другими отраслями.
По оценкам специалистов, потери российской экономики из-за несоблюдения норм охраны труда составляют в среднем 1,6% ВВП страны. Связанные с этим издержки несут как сами компании, так и государственные социальные структуры.
В отличие от угледобывающей отрасли у нас нет таких резонансных трагедий как на шахте «Листвяжная», но несчастные случаи происходят регулярно, люди гибнут и получают увечья на работе.
По отчетным данным в 32 региональных организациях профсоюза в строительном комплексе на производстве произошло 127 несчастных случаев (в 2020 г. – 124), из них тяжелых 85 (в 2020 г. – 80), смертельных – 38, что составляет 12% от всех смертельных случаев (339 человек по данным Роструда) за 2021 год, групповых- 4 (в 2020 г. - 6).
При этом, статистику по травматизму нельзя назвать объективной, так как данные о производственном травматизме Росстата, Фонда социального страхования и Роструда формируются по разным методикам и не отражают реальную картину.
В Основных направлениях деятельности профсоюза в области охраны труда определены 3 вектора дальнейшей работы.
Это работа в рамках социального партнерства с Российским Союзом строителей и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; взаимодействие с Федеральной инспекцией труда в рамках подписанного в 2021 году Соглашения о сотрудничестве.
Соглашение направлено на содействие установлению деловых отношений между территориальными органами Роструда и региональными организациями Профсоюза при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства, обмена информацией о результатах осуществления контроля, при проведении совместных мероприятий, совещаний, консультаций, а также совершенствования законодательства и выработки предложений по устранению выявленных нарушений.
Внастоящее время вопросы охраны труда находятся в ведении одного ведомства - Минтруда России. Это привело к тому, что отраслевые министерства занимаются охраной труда “факультативно” и не могут самостоятельно определять государственную политику в этом направлении. А в их аппаратах, как правило, отсутствуют специалисты, занимающиеся этими важными вопросами. Профсоюз, конечно, желал бы воссоздания отраслевой системы управления охраной труда на государственном уровне. Это особенно актуально для строительного комплекса.
Профсоюзом проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области охраны труда в рамках Рабочей группы РТКпо защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности.
Профсоюзом рассмотрены и даны экспертные заключения по более чем 20 проектам нормативно-правовых актов, среди которых следующие документы:
проект «Примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников», разработанный Минтрудом России;
проект приказа Минтруда России «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами»;
проект приказа «Об утверждении единых Типовых норм выдачи СИЗ и смывающих средств»;
проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о расследовании и учёте профессиональных заболеваний»;
проект постановления Правительства РФ «О признании не действующих на территории РФ актов РСФСР, СССР и их отдельных положений, а также документов, изданных органами центрального государственного управления РСФСР и СССР (часть 2);
проект приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при производстве строительных материалов»;
проект приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве».
проект приказа «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении окрасочных работ»
проект приказа Минтруда России «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда» и в другие нормативные правовые документы.
При этом, государственное регулирование охраны труда сводится зачастую к переизданию нормативных правовых актов без научно обоснованных заключений. Введенная в новой редакции раздела 10 Трудового Кодекса РФ система оценки профессиональных рисков не проработана должным образом Минтрудом России.
В настоящее время работодатель может самостоятельно установить уровень риска повреждения здоровья работника по своему усмотрению, так как отсутствует единая методика, а качество и полнота проведения такой оценки не контролируется Государственной инспекцией труда. При этом от результатов оценки профессиональных рисков зависит обеспеченность средствами индивидуальной защиты, смывающими и обеззараживающими средствами, обучение по охране труда.
Профсоюзу необходимо подключиться к этому процессу уже на первоначальном этапе, начиная с подбора методики проведения оценки рисков и заканчивая анализом ее результатов.
Профсоюз долгие годы отстаивал свою позицию по определению понятия «работа на высоте», опираясь при этом на ГОСТ Р 12.3.049.-2017 «Системы стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Работы на высоте. Термины и определения» и на многолетний опыт работы технических инспекторов труда профсоюза.Считаем категорически неприемлемым увеличение данного показателя с 1,3 до 1,8 м при отсутствии статистически подтвержденных фактов снижения уровня производственного травматизма при работе на высоте и каких-либо научных исследований и основанных на них обоснований. Минтруд России позицию Профсоюза не поддержал, ссылаясь на необходимость гармонизации нормативных требований охраны труда при проведении работ на высоте и основных правовых норм законодательства Европейского союза. Но анализ травматизма показывает, что падение с высоты явилось причиной более трети всех несчастных случаев на производстве не только в строительстве, но и в других производственных отраслях.
В настоящее время работодатель имеет е право применять свои более жесткие требования с более жесткими критериями к работам, которые проводятся у него в организации, зафиксировать это в системе управления охраны труда, и своими локальными актами перечислить работы на высоте у себя на предприятии. Например, зафиксировать, что работа на высоте начинается с 1,3 метра. Это их собственное правило, и они стремятся обеспечить безопасность своих работников именно на этом уровне. И профсоюз должен инициировать данные предложения на всех уровнях.
Профсоюза проводит работу по укреплению своей технической инспекции труда, укомплектованности ее штатными сотрудниками на местах, увеличению количества уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза.
Именно они несут на себе основную нагрузку по проведению проверок, выявлению нарушений, организуют профилактическую работу по предупреждению случаев производственного травматизма среди работников, контролируют выполнение условий коллективных договоров и соглашений по охране труда.
Сегодня только 10% наших организаций имеют штатных технических инспекторов, идет неуклонное сокращение числа уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профсоюза. Хотя в Отраслевом , региональных соглашениях, коллективных договорах предусмотрены льготы и гарантии для уполномоченных, их работа пропагандируется, в том числе через средства массовой информации. Например, в журнале «Охрана труда и техника безопасности в строительстве» (№ 4, за 2022 г.) опубликована статья «Образцовая активность» о работе технической инспекции труда Профсоюза строителей России.
В конце августа 2021 года подведены итоги завершающего IV этапа смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР» за 2019–2020 гг.. В смотре-конкурсе приняли участие 13 общероссийских, межрегиональных профсоюзов, которые выдвинули на конкурс более 60 кандидатур. От Профсоюза строителей России в смотре-конкурсе приняли участие:
Соловьев Андрей Владимирович - машинист тепловоза цеха маляропогрузки, ООО «Нижнетагильский завод металлических конструкций» (Свердловская областная организация профсоюза) - победитель смотра-конкурса, занявший первое место и награжденный нагрудным знаком «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР»;
Николаев Виталий Геннадьевич - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования электромеханического цеха филиала ООО «Сухоложскцемент» (Свердловская областная организация профсоюза).
С целью повышения престижа работы уполномоченных по охране труда Профсоюзом проводится ежегодный отраслевой смотр-конкурс лучших уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза строителей России.
Но из года в год участие в этих конкурсах принимают одни и те же региональные организации профсоюза: Московская, Свердловская, Челябинская, Тюменская. А где же остальные?
Региональным организациям профсоюза необходимо уделить большее внимание развитию института уполномоченных по охране труда: обучение, методическое сопровождение их работы, пропаганда их деятельности, стимулирование работодателей к поощрению их за дополнительную общественную нагрузку.
В начале 2021 году принято обновленное Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюза. В помощь профсоюзному активу подготовлены Сборник информационных материалов по охране труда и Методические рекомендации по участию представителей профсоюза в оценке профессиональных рисков.
В организациях строительного комплекса действует более 470 (в 2020 г. – 480) комиссий по охране труда, которые создаются в рамках социального партнерства работодателями и профсоюзами. В 2021 году комиссиями проведено более 4000 проверок (в 2020 г.- более 5000). Выявлено 23000 нарушений норм и правил в области охраны труда (в 2020 г. – 16500). По результатам проверок работодателям выдано более 3600 предписаний (в 2020 г – 3000). Привлечено к ответственности 224 должностных лица (в 2020 г. – 315).
Значительная часть проверок носила тематический характер. Проверки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты выявили более 4700 нарушений (в 2020 г. – 2420), санитарно-бытовыми условиями – более 5900 (в 2020 г. - 3460), были выявлены нарушения при предоставлении гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда – более 134 (в 2020 г. – 84). Проверки соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве выявили около 49 нарушений (в 2020 г. - 45). Проверки, осуществления контроля итогов проведения специальной оценки условий труда, выявили 111 нарушений (в 2020 г. - 52).
Назрела необходимость действенной профилактики случаев производственного травматизма и выявления профессиональных заболеваний, а это - совместная задача работодателя и работников в системе социального партнерства.И в этих вопросах профсоюз готов стать активным помощником работодателя.
Например, в организациях, состоящих на профсоюзном учете в МГК профсоюза, на 31.12.2021 года произошло 17 несчастных случаев, из них 5 случаев с летальным исходом, 11 случаев с тяжелым исходом и 1 случай естественная смерть.
Технические инспекторы принимали участие в расследовании 32-х несчастных случаев, 15 с летальным исходом и 17 с тяжелым исходом в организациях, где нет профсоюза.
По информации «Мосгосстройнадзора» на 31. 12 2021 г. на строительных объектах произошло 54 несчастных случая, 25 человек погибли, 33 человека получили тяжелые травмы, групповых 4 случая. Пострадало 58 человек.
Ежегодно отмечается большое количество несчастных случаев, которые не связанны с производством, по причине естественной смерти от общего заболевания. Основная причина смерти работников (по заключению медицинских учреждений) – сердечная недостаточность.
По результатам расследования несчастных случаев направлены требования в Административный отдел Государственной инспекции труда о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов по охране труда. Руководители организаций ООО «СиАрСиСи Рус», ООО «Строй Монолит», СП «Транс Тоннель Строй», АО «Мосотделстрой №1», АО «МИСК», ООО»ИБТ», ООО ФСК «Мостотряд-47», АО «ПИК-Индустрия», АО «Город», ООО «МИП-Строй-1», АО «ФОДД» и некоторые другие привлечены к административной ответственности.
В ряде организаций личная выгода руководителей приводит к систематическим нарушениям норм охраны труда и техники безопасности. Руководители боятся профсоюза, на таких объектах работают временные рабочие, многие из которых не обучены вопросам охраны труда, не проходят медицинское обследование, при этом график работы у них более 12 часов, не соблюдаются нормы труда и отдыха. Данные строительные объекты отличаются большим количеством нарушений. В любой момент на этих объектах может произойти несчастный случай. В качестве примера, можно привести такие строительные организации, как АО «МИСК», ООО «ГЕРА», ООО Ковчег», АО «ФОДД», ООО «Небоскреб Групп», ООО «ИБТ» и другие.
Вместе с тем, есть организации с многолетним положительным опытом, которые выполняют целый комплекс мер по охране труда и все нормы социального партнерства. Такие как: ООО «Первый ДСК», АО «ПИК-Индустрия», ООО «Концерн МонАрх», ЗАО «Доринж-39» и другие.
В целях пропаганды здоровых и безопасных условий труда, культуры производства горкомом профсоюза проводятся отраслевые конкурсы - «Лучший уполномоченный по охране труда строителей России» и «Лучший бытовой городок -2021».
В 2021 году в строительных организациях Краснодарского края, по оперативным данным Министерства труда и социального развития зарегистрирован 51 несчастный случай на производстве (в 2020 г.- 45), в том числе 12 со смертельным исходом (в 2020 г. - 6), 7 с тяжелыми последствиями (в 2020 г. – 13). 1 групповой несчастный случай.
В организациях, входящих в профсоюз строителей, в 2021 году зарегистрированы 7 несчастных случаев (в 2020 г. – 9), в том числе 2 тяжелых. Групповых и смертельных несчастных случаев не зарегистрировано (в 2020 г. -1 групповой, 1 смертельный, 1 тяжёлый).
На реализацию мероприятий по охране труда предприятиями и организациями строительного комплекса, имеющими профсоюзные организации, по-прежнему расходуются суммы, значительно превышающие средние показатели по краю. По данным отчетов в 2021 году на мероприятия по охране труда было израсходовано в среднем 17737 рублей на одного работающего (средняя сумма на одного работника по краю 5386 рублей).
Значительные средства на мероприятия по охране труда в расчёте на одного работника израсходовали:
ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» - 70500 рублей, ОАО «Новоросцемент» - 29311 рублей, ЗАО «ОБД» - 21864 рубля, ППО ОАО Комбинат «Стройкомплект» – 22320 рублей, ОАО «АПСК «Гулькевичский» - 15042 рубля, ЗАО «Кропоткинский завод МиССП» - 16811 рублей и другие.
Высокий уровень затрат на охрану труда в ведущих организациях Краснодарского крайкома создает положительную тенденцию по сокращению производственного травматизма и улучшению условий труда в целом во всей строительной отрасли края.
В строительной отрасли Саратовской области произошло 4 несчастных случая на производстве, один из них групповой. Четыре работника получили тяжелые травмы, один человек погиб. Два случая с тяжелыми последствиями произошли в организациях, где есть профсоюз: ООО «Балжилстрой» и ООО «Шелдом». Саратовская областная организация профсоюза активно сотрудничает с надзорными органами. С Государственной инспекцией труда проводятся совместные проверки и расследования несчастных случае во всех организациях, независимо от наличия в них профсоюза.
Так, на производственных предприятиях ОАО «Завод силикатного кирпича», ОАО «Завод металлоконструкций», ООО «Холсим (Рус)» сохранен и действует трехступенчатый контроль за охраной труда. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда проводят Iи IIступени контроля, а также принимают участие в работе комиссий при проведении IIIступени контроля. Прямым следствием такой работы является снижение или полное отсутствие производственных травм и аварий.
Таким образом, прослеживается прямая зависимость: в тех строительных организациях, где присутствует профсоюз, уделяется больше внимания вопросам охраны труда, среди работников пропагандируется безопасный труд, общественный контроль профсоюза, направленный на профилактику и предупреждение случаев производственного травматизма, приносит свои результаты – количество несчастных случаев с работниками снижается!
А вместе с тем, нормами Отраслевого соглашения, в которых содержатся меры по улучшению охраны труда, профилактике производственного травматизма, дополнительные гарантии по защите жизни и здоровья членов профсоюза, не охвачена значительная часть строительного комплекса РФ. Мероприятия Отраслевого соглашения распространяются на 190 тысяч работников, в том числе на 112 тысяч членов профсоюза.
В Минтруд поступают отказы от присоединения к Отраслевому соглашению (более 200), но Минтруд не ведет их статистику и не анализирует причины отказов.
Известный факт - на малых и средних предприятиях бизнес работает «в черную», повсеместно гражданско-правовые договоры подменяют собой трудовые отношения. Вопросы охраны труда решаются формально. Скрывается смертельный травматизм. Там нет коллективов, нет профсоюза, нет общественного контроля за охраной труда, режимом труда и отдыха, нет мотивации работников и работодателей к работе по профилактике производственного травматизма, что актуально сейчас, когда в государстве принята новая концепция охраны труда на основе оценки профессиональных рисков.
Считаем, что уже сегодня необходимо настаивать на ускоренном формировании экономических и правовых механизмов, побуждающих работодателей обеспечивать здоровые и безопасные условия труда, в том числе, налоговые льготы организациям, работающим без травм и аварий.
Профсоюзу необходимо добиваться социальной направленности политики в области охраны труда, она должна обеспечивать приоритет жизни и здоровья работников над получением прибыли.
Приложение №4
к Постановлению
ЦК Профсоюза
от 20.10.2022г.
Выступление на заседании
ЦК профсоюза (IVПленум)
20 октября 2022г., г. Москва,
Дворец труда профсоюзов.
Сошенко Б.А. – председатель
Профсоюза строителей России
О задачах Профсоюза по выполнению
Основных направлений деятельности в
области охраны труда.
Уважаемые товарищи!
VII-й VII-й Съезд Профсоюза строителей России 27 мая 2021 года определил задачи Профсоюза в области охраны труда, изложив их в Основных направлениях деятельности.
Как выполнить эти задачи, чему уделить особое внимание в нашей работе с учётом современной ситуации в стране и отрасли, - об этом необходимо поговорить на сегодняшнем заседании Центрального комитета профсоюза.
Предлагаю более «живую» форму обсуждения вопроса, а именно:
В дополнение к информации (приложение к проекту постановления) использовать материалы Генсовета ФНПР от 20 апреля текущего года, что позволит значительно сократить моё выступление и даст нам возможность уделить больше времени для обмена мнениями в процессе заседания. (Доклад заместителя председателя ФНПР Д.М. Кришталя, постановление Генсовета ФНПР и выступление Б.А.Сошенко на Генсовете).
Защита законных прав и интересов членов профсоюза на достойные и безопасные условия труда с использованием всех возможностей, предоставленных законодательством страны, является основной функцией профсоюза (наряду с задачей защиты и сохранения занятости, достойного уровня заработной платы).
Нам удаётся достаточно успешно работать с профактивом, с социальными партнёрами (РСС, Минстрой, Минпромторг, НОСТРОЙ, НОПРИЗ), в составе международного профсоюзного движения (МОТ, BWI, МКП «Строитель»), с государственными структурами по труду, надзору (Минтруд, Роструд).
Существенную поддержку профсоюзам в т.ч. нашему, оказывает Федерация Независимых профсоюзов России.
Отраслевое тарифное соглашение, действующее до 2024 года, содержит подробный раздел «Охрана труда», где закреплены практически все нормы, включая гарантии, компенсации. Это-основа для формирования коллективных договоров и территориальных соглашений.
Профсоюз имеет техническую инспекцию, на предприятиях и стройках работают уполномоченные по охране труда, общественные инспекторы, комиссии по охране труда.
Большая работа в рамках РТК (Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений) по разработке и совершенствованию национальной нормативно-правовой базы в области охраны труда проводится Аппаратом ЦК профсоюза, совместно с техническими инспекторами труда региональных организаций, комиссий ЦК профсоюза по охране труда и правозащитной работе.
Уместно отметить и поблагодарить технических инспекторов труда профсоюза: Монахов Егор Дмитриевич- Свердловская организация, Синческул Сергей Филиппович – Краснодарская организация, Москаев Александр Юрьевич – Красноярская организация, Бузин Сергей Валентинович – Московская городская организация, Болдырев Сергей Геннадьевич – Саратовская организация, Норузов Аслан Махданович – Чеченская организация.
Ежегодно организуются конкурсы уполномоченных по охране труда, первичных профорганизаций – в Профсоюзе, в ФНПР. Среди победителей – наши активисты, коллективы…
Наиболее активные и успешные в части работы по охране труда в Профсоюзе: Краснодарская, Красноярская краевые, Московская городская, Саратовская и Свердловская областные организации.
Кратко изложено, то, что можно оценить положительно в работе Профсоюза для достижения цели исключения (снижения) уровня травматизма профилактическими мерами.
Более подробная информация – в региональных организациях есть, источники её – сайт Профсоюза, печатные издания, в том числе – «Строительная газета», журнал «Охрана труда и техника безопасности в строительстве» (настоятельно рекомендую подписаться!: Издательство «Стойиздат», Издательский Дом «Панорама», ежемесячное издание, объём 80 станиц).
Хорошим подспорьем региональным организациям является Соглашение о взаимодействии Профсоюза и Роструда. Это – полезный инструмент для проведения совместных, с органами надзора на местах, мероприятий с целью достижения общей цели – снижения травматизма в строительной отрасли (Подписано в 2021 году, а как оно используется? Информации нет. Кроме Н.Новогорода).
Напомню: строительство – «Лидер» по смертельному травматизму в стране, на протяжении ряда лет.
К сожалению, Минстрой РФ не наделён полномочиями хоть в какой-то мере заниматься вопросами охраны труда. Это прерогатива Минтруда. Однако было-бы правильным воссоздать отраслевую систему управления охраной труда и промышленной безопасности на государственном уровне.
Назрела необходимость навести порядок с учётом и анализом причин несчастных случаев на производстве. Статистика по травматизму не объективна. Её каждый по-своему ведут Росстат, Фонд социального страхования и Роструд. В итоге- реальную картину увидеть проблематично.
Предстоит рассмотреть (вместе с ФНПР и Минтрудом) сложившуюся практику отказов от присоединения к отраслевому Соглашению. Те работодатели, кто не желает брать на себя ответственность (возможно бОльшую, нежели в рамках законодательства) за жизнь, здоровье своих рабочих, достойные условия труда, - должны иметь «преференции» на осуждение, на отказ в предоставлении государственного подряда и тому подобное.
Какова роль профсоюза в условиях изменения законодательства по охране труда? (имею ввиду новую редакцию 10-го раздела ТК РФ, а также грядущие изменения по поручениям Президента, основанных на выводах в связи с трагедией на шахте «Листвяжная» в Кузбассе).
Необходимо по-прежнему активно участвовать в процессе выработки законопроектов, совершенствования системы управления охраной труда, основанной на рискориентированном подходе с оценкой профессиональных рисков – это то, чем скрупулёзно и высокопрофессионально занимается Департамент охраны труда и экологии ФНПР.
Кстати рискориентированный подход при организации государственного контроля, в частности в строительстве – это, на мой взгляд, не что иное по сути – 3Х ступенчатый контроль за состоянием охраны труда и техники безопасности, успешно применяемый на местах, увы – не массово, а его роль велика именно в профилактике нарушений.
(В частности, есть такой опыт в Московской городской и Саратовской областной организациях).
И ещё упомяну парадоксальную ситуацию в сфере охраны труда на объектах строительства.
С одной стороны- изменения 10-го раздела ТК повлёк за собой качественные изменения системы управления охраной труда, профессиональными рисками, а с другой стороны – значительно сокращено число плановых проверок работодателей органами надзора. Вероятность роста несчастных случаев на производстве при этом весьма высока.
И здесь мы должны понимать (не только мы, но и работодатели, государственные органы): остаётся только один незапрещённый вид контроля – Профсоюзный!
Из всего сказанного вытекает вывод: профсоюзному контролю (техническая инспекция, уполномоченные лица по охране труда, комиссии на всех уровнях структуры профсоюза) необходимо уделять повышенное внимание.
Здесь и: наличие в каждой(!) региональной организации технического (правового) инспектора, обязательно – иметь в каждой, первичной организации уполномоченных по охране труда;
Организовать обучение уполномоченных, членов Комиссий,.. обеспечить материалами, документами (инструкции и т.п.), методичками…
В завершение тезисно представленной вам информации, подчеркну основную задачу Профсоюза на ближайшую, а впрочим – навсегда! – перспективу:
Организовать, усилить, обеспечить контроль за состоянием охраны труда и техники безопасности!
Это большая, но очень важная работа!
За работу, товарищи!
Профессиональный союз работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации
Сборник информационных материалов по охране труда для профсоюзного актива, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза
г. Москва
октябрь 2022 г.
Настоящий Сборник информационных материалов предназначен для оказания методической помощи уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда (далее - уполномоченный) и профсоюзного актива для осуществления
контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров.
Деятельность профсоюзной организации в области охраны труда и промышленной безопасности - это повседневная многоуровневая работа, которую необходимо проводить по трем основным направлениям:
Организация общественного контроля за соблюдением работодателем законодательства РФ в области охраны труда и промышленной безопасности.
Данное направление деятельности в свою очередь можно реализовать, выстроив эффективную работу технических инспекторов труда профсоюза и уполномоченных по охране труда профсоюза. Именно уполномоченные по охране труда профсоюза и технические инспектора труда осуществляют постоянный и непрерывный процесс мониторинга условий труда работников на предприятии. По результатам их проверок, в рамках общественного контроля за деятельностью работодателя, возможна настройка всей системы охраны труда и промышленной безопасности на предприятии. Данная деятельность позволяет осуществлять поступательное движение в направлении защиты профсоюзом законных прав и интересов работников на здоровые и безопасные условия труда.
Совместная деятельность с работодателем в рамках социального партнерства;
Эффективность работы профсоюзной организации во многом зависит от уровня социального партнерства сложившегося между профсоюзом и администрацией предприятия. Высокий уровень социального партнерства позволяет осуществлять мероприятия, выполнение которых в рамках только профсоюзной деятельности было бы невозможным. В процессе выполнения совместной деятельности профсоюза и администрации задействуются необходимые для этой цели дополнительные финансовые, административные и иные ресурсы. Так же, деятельность представителей профсоюзной организации в совместных комитетах и комиссиях позволяет проводить работу как бы «изнутри» предприятия, что позволяет повысить эффективность деятельности профсоюза в целом.
Результатом установления необходимого уровня социального партнерства может стать:
* Реализация совместных программ направленных на улучшение условий труда работников, профилактика производственных заболеваний и травматизма, распространения идеи безопасного и безаварийного труда, формирование и внедрение мотивации для сотрудников, разработки и внедрения механизмов постоянного поддержания и повышения производственной безопасности, предупреждения травматизма и снижения рисков возникновения аварий, внедрения положительных практик в области ПБ и ОТ, организации обмена опытом в области ПБ и ОТ;
* Участие представителей профсоюза в работе Комитета по ОТ и ПБ и формирование Комитетов (комиссий) по промышленной, пожарной безопасности и охране труда и организация их работы.
* Совместная организация и проведение смотров-конкурсов по охране труда.
* Эффективное участие представителей профсоюза в организации и проведении специальной оценки условий труда рабочих мест.
* Заключение коллективного договора с самостоятельным разделом по охране труда и соглашением по охране труда в виде приложения.
* Совместный контроль за выполнением соглашения по охране труда.
* Обсуждение вопросов охраны труда на совместных заседаниях профкома и администрации.
* Обучение уполномоченных и членов совместных комиссий по охране труда.
* Организация совместных общественных постов по контролю за соблюдением законодательства и правил по охране труда.
* Принятие локальных нормативных документов (ЛНД), регулирующих вопросы условий охраны труда;
* Установление перечней профессий, дающих право на бесплатное получение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
* Установление перечней работ и профессий, дающих работникам право на получение молока или других равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания в связи с вредными и особо вредными условиями труда.
* Эффективное участие представителей профсоюза в расследование несчастных случаев на производстве.
Необходимо помнить, что законодательство РФ предоставляет профсоюзам достаточно возможностей, правовых рычагов для успешной деятельности направленной на сохранение жизни и здоровья членов профсоюза. Важно правильно и в полном объеме пользоваться всеми данными государством правами.
Активная работа профсоюзной организации в области охраны труда и промышленной безопасности позволяет поддерживать на высоком уровне систему вовлечения работников в процесс создания здоровых и безопасных условий труда, а выявленные замечания участниками профсоюзного контроля позволяют ответственным службам оперативно проводить мероприятия по недопущению аварийной ситуации на этих объектах, двигаясь к основной цели - созданию такой атмосферы в коллективе, где нарушения в области охраны труда будут недопустимы.
Свою деятельность уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза осуществляют в соответствии ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», документами Профсоюза строителей России, Положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Профсоюза строителей России (Приложение к постановлению Исполкома Профсоюза от 16 марта 2021 года № 3-3и), которыеи определяют основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда Профсоюза строителей России (далее – Уполномоченный) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда в организациях строительства и промышленности строительных материалов (далее – организация), в которых работают члены профсоюза.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
Первичная профсоюзная организации избирает Уполномоченных в каждом ее структурном подразделении и в организации в целом. Численность Уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах.
В отдельных случаях, по решению первичной профсоюзной организации, Уполномоченным может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в структурном подразделении организации для осуществления контроля в другом структурном подразделении.
Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации.
Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, технической инспекцией труда Профсоюза, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля.
Руководство деятельностью Уполномоченных осуществляется выборным органом первичной профсоюзной организации.
Деятельность уполномоченных направлена на:
* содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям коллективного договора, направленным на поддержание совместно с должностными лицами организации устойчивой политики управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда;
* осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, в том числе при административно-общественном контроле в системе управления охраной труда;
* выявление фактов, указывающих на необъективные результаты специальной оценки условий труда, проведенной с нарушением требований законодательства;
* подготовку предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;
* информирование работников по вопросам условий и охраны труда на их рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, их правах, гарантиях и компенсациях (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, а также повышенная оплата труда, льготное пенсионное обеспечение) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
* представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
Задачи уполномоченных - информировать работников о:
• их обязанностях (ст. 215 ТК РФ), правах (ст. 216 ТК РФ ), и гарантиях права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 216.1 ТК РФ), права на получение информации об условиях и охране труда (216.2).
• ответственности работников и работодателей (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации) за соблюдение норм безопасности;
• значимости коллективного договора;
• наличии и уровнях вредных и опасных производственных факторов, влияющих на здоровье работников (указаны в картах специальной оценки условий труда и в инструкциях по охране труда);
• нецелесообразности сокрытия несчастных случаев на производстве и микротравм;
• праве пострадавшего от несчастного случая на производстве самостоятельно участвовать в его расследовании или поручать это своему представителю (ст. 229 ТК РФ);
• видах компенсаций, законодательно установленных за работу во вредных и тяжелых условиях труда, а именно:
а) выдаче молока (ст. 222 ТК РФ);
б) предоставлении дополнительного отпуска (ст. 117 ТК РФ);
в) повышенном размере оплаты труда за вредные условия труда (ст. 147 ТК РФ);
г) льготном пенсионном обеспечении;
д) обязательности прохождения периодических медицинских осмотров.
Обязанность работодателя организовать проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров записана в ст. 214 и 220 ТК РФ.
Периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта.
Обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. В случае, если лечебно-профилактическое учреждение, проводящее медицинский осмотр, устанавливает необходимость проведения дополнительных исследований и направляет работника в иные учреждения здравоохранения или к другим специалистам, оплата дополнительных консультаций производится также из средств работодателя.
Следует разъяснять работникам необходимость прохождения периодических медицинских осмотров, так как их целью являются наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний, выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев. Кроме этого, в обязанности работника входит прохождение периодических медицинских осмотров (ст. 220 ТК РФ). Более того, работодатель в соответствии со ст. 214 ТК РФ не имеет права допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
Уполномоченный, в случае возникновения каких-либо вопросов по охране труда, на которые он сам не может дать ответ, должен обращаться за консультацией в профсоюзную организацию, техническую инспекцию профсоюза, службу промышленной безопасности и охраны труда пред-приятия.
С целью популяризации деятельности уполномоченных могут быть предложены к реализации мероприятия по размещению в подразделениях организации стендов с фотографиями уполномоченных и перечнем ситуаций, когда работнику необходимо к уполномоченному обратиться; создание механизма информирования работников об обстоятельствах произошедших несчастных случаев, в том числе в подрядных организациях. Так же в организации может быть реализована инициатива по идентификации уполномоченных среди всех работников. К средствам идентификации относятся значки уполномоченного с корпоративной символикой и каски определенного цвета.
Важна роль мотивации работников на создание безопасных условий труда. Профсоюзная организация совместно с администрацией должна разработать перечень мер стимулирования уполномоченных, активно участвующих в профилактике производственного травматизма. Так, профсоюзным комитетом совместно с администрацией проводятся конкурсы на звание «Лучший уполномоченный по охране труда» в организации за определенный период. Лучшие уполномоченные награждаются премиями, ценными подарками. Победители материально поощряются. Возможны поощрения уполномоченных путем предоставления им путевок для летнего отдыха и лечения и т.д. К Уполномоченным, активно участвующим в создании безопасного труда, могут быть применены и не материальные стимулы - Благодарственное письмо семье за заботу работника о здоровье и безопасности окружающих, Благодарность коллективу подразделения за поддержку в работе уполномоченного.
Минимальный травматизм или приемлемый уровень травматизма - это цель, достижение которой обеспечивается поэтапной реализацией ключевых мероприятий.
Содержание работы, права и обязанности Уполномоченного по охране труда подробно изложены в Положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Профсоюза строителей России (См. Приложение к постановлению Исполкома Профсоюза от 16 марта 2021 года № 3-3и).
Основные понятия охраны труда
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.
Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Средство индивидуальной защиты (далее – СИЗ) - средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия наработника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения.
Средства коллективной защиты - технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.
Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.
Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Система управления охраной труда (далее - СУОТ) - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценка уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Обзор изменений по охране труда с 1 марта 2022 года
В связи с принятием Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены масштабные изменения в сфере охраны труда.
Изменения коснулись норм, регулирующих взаимные права и обязанности работодателя и работников.
Нормативно-правовые акты, принятые для регулирования изменений в сфере охраны труда, применяемые с 1 марта 2022 года
К основным актам, регулирующим изменения в данной области, относятся:
- Перечень работ, на которые не распространяется запрет, установленный ст. 214.1 ТК РФ;
- Примерное положение о системе управления охраной труда;
- Порядок проведения государственной экспертизы условий труда;
- Общие требования к организации безопасного рабочего места;
- Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем;
- Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица);
- Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда.
С принятием новой редакции ТК РФ работодатели теперь обязаны:
- В случаях, если условия труда на рабочих местах, которые по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасному классу условий труда, приостановить работы (Ст. 214.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021).
- Организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (подп. 4 п. 3 Ст. 214 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021).
- Незамедлительно уведомить работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда к опасному классу (п. 3 ст. 216.2 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021).
- Организовать информирование работников об использовании приборов, устройств, оборудования, направленных на обеспечение дистанционной фиксации процессов производства работ для контроля за безопасностью производства работ (ст. 214 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021).
Вместе с тем для работодателей новая редакция закона устанавливает также следующие права:
- Проведение самостоятельной оценки соблюдения им требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование) (ст. 22 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021).
- Право использования приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную фиксацию процессов производства работ в целях контроля за безопасностью на производстве (подп. 1 п. 1 ст. 214.2 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021).
- Право ведения электронного документооборота в области охраны труда (подп. 2 п. 1 ст. 214.2 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021)
В обязанности работников теперь входит следующее:
- Незамедлительное сообщение непосредственному руководителю об обнаруженных неисправностях используемого им оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, а также приостановление работы до их устранения (подп. 6 п. 1 ст. 215 ТК РФ);
- Незамедлительное сообщение руководителю об обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, а также нарушениях другими лицами требований охраны труда (подп. 7 п. 1 ст. 215 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021).
Работники наделяются следующими правами:
- Возможность получения дополнительного профессионального образования, обучения за счёт средств работодателя при ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда;
- Возможность личного участия (либо участия представителя) при рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, в том числе причин, привёдших к возникновению микроповреждений работника. (Ст. 216 ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021)
Ведение в действие смежных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование соответствующих изменений в сфере охраны труда.
1. Общие требования к организации рабочего места – перечень норм, призванных обеспечить выполнение требований охраны труда как работниками, занятыми на своих рабочих местах, так и работодателями при их организации (ст. 209 ТК РФ).
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места»
2. Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, суть которых состоит в возможности самостоятельного определения работодателем перечня правил и инструкций по охране труда, не противоречащих законодательству (ст. 211.2 ТК РФ).
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»
3. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, закрепивший положения об обращении работодателя за проведением экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда, соответствия ей фактическим условиям, установленным на производстве (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
4. Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица) (ч. 4 ст. 214 ТК РФ).
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)»
- Акт, определяющий перечень работ, на которые не распространяется запрет на работу в опасных условиях труда (ст. 214.1 ТК РФ).
Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2021 № 3455-р «Об утверждении перечня работ, на которые не распространяется запрет, установленный статьёй 214.1 Трудового кодекса Российской Федерации»
- Для помощи работодателю в соблюдении требований охраны труда, разработке локальных нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений, разработано Примерное положение о системе управления охраной труда (ст. 217 ТК РФ).
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»
- В случае создания комитета по охране труда необходимым будет также применение положений, установленных в Примерном положении о комитете (комиссии) по охране труда (ст. 224 ТК РФ).
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда»
- Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, на реализацию которых направляется не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции, работ или услуг (ст. 225 ТК РФ).
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней»
- Разработаны также форма и Порядок декларации соответствия условий труда на предприятии законодательным требованиям охраны труда.
Приказ Минтруда России от 17.06.2021 № 406н «О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
Что должен делать работодатель для соблюдения всех законодательных нововведений?
Во-первых,следует учитывать все указанные выше положения при составлении Положения о системе управления охраной труда (СУОТ).
Во-вторых, установить порядок реализации мероприятий по минимизации профессиональных рисков.
В-третьих, реализовывать мероприятия по улучшению условий труда нужно на постоянной основе.
Для составления Положения о системе управления охраной труда за основу рекомендуется взять Примерное положение о системе управления охраной труда. В указанные нормы можно внести корректировки в соответствии со спецификой вашего предприятия.
В документе следует указать политику охраны труда, процедуры, необходимые для достижения цели (например, оценка профессиональных рисков, проведение обучения и медосмотров сотрудников и др.).
Если штат работодателя состоит свыше, чем из 50 сотрудников, и он осуществляет производственную деятельность, для обеспечения охраны труда следует создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда. В ином случае данные полномочия могут быть возложены на руководителя работодателя (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Кроме того, возможна также передача функций контроля третьему лицу на основании гражданско-правового договора.
В-четвертых, работодателю нужнорасследоватьвсе несчастные случаи, произошедшие на производстве.
В 2021 году произошли существенные изменения в вопросах охраны труда, в том числе в вопросе охраны труда при работе на высоте.
Падение с высоты всегда входило в тройку лидеров с точки зрения причин производственного травматизма. Падение — это событие, при котором человек теряет равновесие, в результате чего он ударяется о землю, либо выступающий предмет, находящийся ниже. С точки зрения Всемирной Организации Здравоохранения, падение является одной из основных причин травматизма на планете. За прошлый год произошло более 37 миллионов обращений людей к медицинским службам из-за падения, а 646 000 человек погибли. На один смертельный случай в результате падения приходится 4 случая полной потери трудоспособности, 13 случаев временной потери трудоспособности сроком до 1 года, 24 случая потери трудоспособности сроком до одного месяца и всего 690 обращений за медицинской помощью.
По данным Роструда, в 2019 году произошло 1933 несчастных случая со смертельными и тяжелыми последствиями, в результате которых погибло 303 человека. В 2019 году падение с высоты явилось причиной более 33% всех несчастных случаев на производстве, что, в свою очередь, стало причиной потери 6000 человекодней в российской экономике.
С 2014 года Российская Федерация является партнером программы Vision Zero — программы, направленной на достижение нулевого травматизма на производстве. В рамках этого процесса в нашей стране и приняты новые Правила по охране труда. С 1 января 2021 года в России вступили новые Правила по охране труда при работе на высоте (Приказ №782н Министерства труда и защиты Российской Федерации).
Что же относится к работам на высоте с точки зрения новых Правил?
К работам на высоте относятся:
- Работы, проводимые ближе, чем в двух метрах от не огражденного перепада по высоте 1,8 метра.
- Работы, которые проводятся вблизи перепада по высоте 1,8 метра при ограждение высотой менее 110 сантиметров.
- Подъем и спуск по лестнице на высоту более 5 метров, если угол наклона лестницы составляет более 75 градусов.
- Работы, которые проводятся над водой, над мелкодисперсными субстанциями, над работающими машинами и механизмами, а также над выступающими предметами.
Первая иллюстрация — работник находится на поверхности с перепадом по высоте 8 метров, при этом с одной стороны мы видим ограждение 1,2 метра, но с других сторон данного квадрата ограждение нет, и поэтому мы относим данные виды работ к работам на высоте.
Вторая иллюстрация — работник находится на здании высотой 180 метров, при этом зона его перемещения не достигает необходимого уровня ближе, чем 2 метра от перепада по высоте. Формально, если работник находится в зеленой зоне, его работа не относятся к высотным работам.
Иллюстрация номер три — работник находится на подмостях с высотой 1,7 метра над уровнем нижележащий поверхности, однако мы отнесем эти работы к работам на высоте, так как под работником находится выступающий предмет, о который он может удариться при падении.