Новости
Профсоюз ТВ

Документы органов государственной власти

Ответы Минтруда на вопросы по специальной оценке условий труда

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

1. Такой параметр как освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении идентифицируется всегда, получается, что спецоценку необходимо проводить на всех местах? Освещенность же идентифицируется?

Ответ: Исследования (испытания) и измерения по фактору "Световая среда" следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочем месте как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна, имеются жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенности рабочей поверхности, на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности и др.

В случае, если фактор "Световая среда" не идентифицирован как вредный, исследования (испытания) не проводятся.

2. Действительны ли результаты спецоценки без проведения испытаний эффективности СИЗ?

Ответ: Нормы частей 68 статьи 14Федерального закона N 426-ФЗ в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты не препятствует применению Методикипроведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н.

3. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (по истечении срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?

Ответ: Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.

При этом, согласно частям 5и 7 статьи 11Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5и статья 26Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

5. В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ Приложений 27к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в Приложениях 27к Методике?

Ответ: Приложения 27к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикойпроведения специальной оценки условий труда.

6. В Приложении N 18отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылки на документы, из которых можно взять значение ПДУ. В этом случае проведенная оценка может быть легко оспорена в судебном порядке. На какие документы ссылаться в протоколах измерений и оценке факторов?

Ответ: В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать "Санитарные нормыи правила устройства и эксплуатации лазеров" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. N 5804-91) и "Санитарные нормыультрафиолетового излучения в производственных помещениях" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. N 4557-88).

7. В соответствии с Классификатором(Приложение N 2 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 N 33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения.

Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.

Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.

8. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования?

Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).

9. В переходный период экспертом назначают работника аттестующей организации, имеющего стаж работы 3 года. При этом во многих организациях отсутствуют врачи с указанным периодом стажа. Возможно ли назначать экспертом врача без стажа работы в области аттестации рабочих мест.

Ответ: Согласно статье 27Федерального закона N 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального законааттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.

При этом в переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона.

10. Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, которые находятся в аренде?

Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.

При этом, согласно части 2 статьи 19данного Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

11. В связи с новыми требованиями к аккредитованным лабораториям в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованиям. Должен ли врач иметь трудовой стаж по АРМ или в исследовательских лабораториях как у остальных экспертов?

Ответ: Согласно части 3 статьи 20Федерального закона N 426-ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.

Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов.

12. В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условиях труда, назначены компенсации в соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870. Можем ли мы сейчас установить гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса?

Ответ: Федеральным закономот 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92117147Трудового кодекса).

При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального законаот 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).

До вступления в силу федеральных законов N 426-ФЗи N 421-ФЗгарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии спостановлениемПравительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 (признано утратившим силупостановлениемПравительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 726).

При этом переходными положениями статьи 15Федерального закона N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального законаN 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального законаN 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 27Федерального закона N 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17Федерального закона N 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 01.01.2014.

13. Можно ли заполнять протокол оценки эффективности СИЗ (раздел 4Отчета по СОУТ) без указания оценки эффективности СИЗ п. 7 в)до утверждения Методики эффективности СИЗ?

Ответ: До принятия и вступления в силу Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты заполнять протокол оценки эффективности СИЗ в отчете не следует.

14. Согласно методике при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется по результатам измерения уровней звукового давления в октавных полосах. К какому классу отнести условия труда, если превышение ПДУ звукового давления наблюдается в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот?

Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется в соответствии с пунктом 37и приложением N 11Методики. Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука дает основание для установления на рабочем месте вредных условий труда.

15. Сноска 3в классификаторе "Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов". Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте.

Ответ: В соответствии со статьей 209Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции.

Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

16. В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников. Достаточно ли только N или указывать и Ф.И.О. работников. Кто вносит в стр. 021изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр. 021незаполненной, для последующего заполнения этих данных работодателем?

Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

17. Пункт 14 приложения N 1к Приказу при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Аттестованные методики по измерению физических факторов и факторов трудового процесса в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.

Ответ: В соответствии со статьей 5Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" аттестацию методик (методов) измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения единства измерений осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В настоящее время порядок аттестации методик измерений и их применения указанным органов власти не принят.

В соответствии с Правиламиподготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в Минюсте России.

При этом, соответствующими разъяснениямиМинюста России (утверждены приказом от 04.05.2007 N 88) детализировано, что нормативные акты, имеющие межведомственный характер - содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

С учетом изложенного полагаем, что до принятия соответствующего порядка аттестации методик организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, вправе применять методики (методы) измерений, утвержденные в установленном порядке полномочными органами исполнительной власти, в том числе ведомствами бывшего СССР.

 

__________________________________

 

Письмо Минтруда о предоставлении гарантий за работу во вредных условиях труда

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 мая 2014 г. N 15-1/ООГ-486

 

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение о предоставлении гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Сообщаем, что с 1 января 2014 г. вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". В соответствии с ними в статьи 92117и147Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.

С учетом изложенного вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда после вступления в силу указанных федеральных законов урегулированы, в связи с чемпостановлениеПравительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" будет признано утратившим силу.

Соответствующий проектпостановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" подготовлен к внесению в Правительство Российской Федерации.

В этой связи Минтрудом России было снято с официального сайта информационное письмоот 13 февраля 2013 г. "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочей недели, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870".

 

Заместитель

директора Департамента

условий и охраны труда

П.С.СЕРГЕЕВ

 

 

Комментарий:Министерство обратило внимание на то, что с 1 января нынешнего года размеры гарантий и компенсаций, предоставляемых по результатам специальной оценки условий труда, регламентированы в ТК, а именно:

- в ст. 92: для лиц, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены к вредным (3-й или 4-й степени) или опасным, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

- в ст. 117: сотрудникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены к вредным (2, 3 или 4-й степени) либо опасным, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 7 календарных дней.

- в ст. 147: работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями,  оплата труда повышается  минимум на 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 №870 будет признано утратившим силу. Соответствующий проект постановления уже подготовлен.

 

Названным постановлением были предусмотрены те же  размеры компенсаций. А вот категории работников, имеющих на них право, были обширнее – речь шла обо всех работниках, занятых на работах с тяжелыми, вредными, опасными и иными условиями труда. Теперь же сокращенная продолжительность рабочего времени  устанавливается и дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только работникам с определенным классом условий труда.

 

____________________________________

Назначение льготных пенсий

 

Правительство утвердило списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости.

         Сразу необходимо успокоить всех льготников, которые сегодня трудятся на вредных и опасных производствах: все ваши пенсионные права остаются в полном объеме, принятое решение позволит не допустить ухудшения пенсионного обеспечения, на которое застрахованные лица рассчитывали до введения в действие нового пенсионного законодательства. Об этом "РГ" заверили в Минтруде России, который и подготовил документ.                         

         Данное постановление правительства (N 665 от 16 июля 2014 г.), по сути, пролонгировало действие предыдущего аналогичного документа и закрепило перечень ныне действующих "списков вредности", дающих право на досрочную пенсию, а также правил исчисления льготных периодов работы.  

      Принятие постановления, подчеркивают в Минтруде, не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения ныне действующих в этой области нормативных правовых актов правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Более того, документ прямо указывает на то, что старые нормы продолжают действовать. Некоторые перечни, списки и правила исчисления льготного стажа датируются 50-60-ми годами прошлого века.

       Например, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется так называемый Список N 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года.

        Однако к тем работникам данных отраслей, у которых льготный трудовой стаж начался до 1 января 1992 года, будет применяться более ранний документ - Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года.

       Таким образом, прослеживается четкая преемственность нормативной базы советского периода и нынешнего в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию.

        Аналогичная ситуация и со Списком N 2, в который входят производства, цеха, профессии и должности с тяжелыми условиями труда.

        Как и прежде, при досрочном назначении страховой пенсии по старости женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, применяется Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, утвержденный постановлением правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130 и более ранний список, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021.

       Вообще "списков вредности" в нашем законодательстве довольно много, и все они остаются в действии. Среди прочих есть в них такие профессии, как рабочие локомотивных бригад, лесозаготовители, горнорабочие, спасатели, моряки, летчики, пожарные, учителя, некоторые категории медицинских работников. И для каждой из этих категорий работников или организаций были в свое время составлены свои списки, которые действуют и по сей день, хотя в период обсуждения пенсионной реформы многих из них предлагалось вывести из разряда пенсионных льготников.

         Например, много дискуссий было вокруг учителей, работу которых по степени вредности весьма трудно сравнить с работой шахтера или мартеновца. В свое время льготный выход на пенсию для учителей был своеобразной компенсацией за низкую зарплату. Теперь ситуация изменилась, и стали звучать предложения отказать учителям в досрочной пенсии. Тем не менее на сегодняшний день, и не только на сегодняшний, все эти работники сохраняют свои привилегии при оформлении пенсии.

        Постановление вступает в силу с даты вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" - с 1 января 2015 года.

                                                                       "Российская газета" - Федеральный выпуск №6435 (163)

 

_______________________________________

Новый порядок формирования пенсионных прав

 

Новый порядок формирования пенсионных прав и начисления пенсии по старости: основные принципы и положения

 

С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

Пакет соответствующих законов одобрен Правительством РФ, Федеральным собранием РФ и подписан Президентом РФ.

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ

Устанавливаются три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Установлено, что права на страховую пенсию будут учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа (т.е. минимального стажа уплаты страховых взносов) не менее 15 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

В 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет. С 6 лет в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год. Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

С 1 января 2015 года минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент?

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы, уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой пенсии по выбранному вами тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых

работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10:

Годовой ПК =

 

*максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 – в 2021 году)

Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС - 22% от фонда оплаты труда работника (максимальный уровень взносооблагаемой зарплаты ежегодно определяется федеральным законом). 6% тарифа страховых взносов с систему ОПС идет на финансирование фиксированной выплаты (до 2015 года – фиксированного базового размера), а 16% является индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому, по вашему выбору, могут или полностью направляться на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии, или 6% может направляться на формирование ваших пенсионных накоплений, а 10% - на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.

В 2014-2015 годах у граждан 1967 года рождения и моложе есть право выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования: продолжить формирование пенсионных накоплений (тариф 6%) или отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Сделав выбор, необходимо подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд России.

Если вы никогда не подавали заявление о выборе НПФ или управляющей компании и не сделаете выбор в 2014–15 годах, то все страховые взносы будут поступать на формирование страховой пенсии.

В случае отказа от формирования пенсионных накоплений все ранее сформированные пенсионные накопления будут инвестироваться и выплачены в полном объеме, когда вы получите право на пенсию и обратитесь за ее назначением.

При выборе варианта пенсионного обеспечения важно знать, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот.

При отказе от формирования пенсионных накоплений максимальный годовой пенсионный коэффициент-10, если продолжаете формировать – 6,25 (с 2021 года).

Страховая пенсия ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки.

В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию.

Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента!

При расчете годового пенсионного коэффициента учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%).С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. Максимальный годовой коэффициент начисляется, если зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и вы отказались от формирования пенсионных накоплений.

Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно определяться федеральным законом.

«Нестраховые периоды»

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые пенсионные коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Так, за период срочной воинской службы начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год военной службы по призыву.

Периоды отпуска по уходу за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

— 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,

— 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,

— 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего и четвертого ребенка.


Страховая пенсия в полном объеме по новым правилам будет формироваться у граждан, которые начнут работать в 2015 году.

У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 году будет произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты.

Для граждан, имеющих трудовой стаж: инвалидов I группы, граждан достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения "северных" коэффициентов.

Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ

С 1 января 2015 года накопительная часть пенсии выделяется в самостоятельный вид пенсии. Ее может устанавливать как ПФР, так и НПФ, если в нем формируются ваши пенсионные накопления.

При выборе варианта пенсионного обеспечения нужно помнить, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой пенсии, и наоборот. Какой вариант выгоднее - решаете вы сами.

При принятии решения о выборе стоит помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия - это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.

По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии – 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.