Новости
Профсоюз ТВ

Постановление о выполнении "Отраслевого соглашения между Обкомом Профсоюза и Министерством строительства на 2008-2010годы"

 

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

И С П О Л К О М

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

________________________________________________________________________________22.12.2010г.   № 2

О выполнении «Отраслевого соглашения между Нижегородским Обкомом Профсоюза

работников строительства и промстройматериалов РФ, Союзом Нижегородских строителей

и Министерством строительства Нижегородской области на 2008-2010 годы»

 

            «Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008-2010 годы», являющееся сводным нормативным правовым актом, вступило в силу с 01.01.2008 (зарегистрировано Рострудом 28.12.2007 под № 84/08-10) (далее: «Федеральное отраслевое соглашение 2008-2010»; ФОС 2008-2010).

            «Областное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Нижегородской области на 2008-2010 годы» между Министерством строительства Нижегородской области, Союзом Нижегородских строителей и НОО Профсоюза строителей России (далее: «Областное отраслевое соглашение на 2008-2010 годы»; ТОС 2008-2010) разработано в полном соответствии с ФОС 2008-2010, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Нижегородской области, в том числе Соглашений, заключенных и опубликованных ранее в газетах «Профсоюзная трибуна»  и «Нижегородские новости».

            «Областное отраслевое соглашение 2008-2010» подписано сторонами 02.04.2008 и зарегистрировано Управлением труда и занятости Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области 14.05.2008 пода № 3 с замечаниями по пунктам 1.7 и 3.1 ТОС 2008-2010, изложенными в письме Управления труда от 15.05.2008 № 405-03-01-15/388.

            Министерством строительства Нижегородской области «Информация о выполнении отраслевого соглашения» была подготовлена и направлена в НОО Профсоюза строителей России 03.12.2010 (№ 312-01/4477).

            Так как данная информация была подготовлена без привязки к конкретным разделам и пунктам обязательств Областного отраслевого соглашения на 2008-2010 годы, она приводится ниже полностью, без корректировки.

I. «Министерством строительства Нижегородской области в 2010 году:

1. Продолжена работа по выполнению мероприятий по реализации «Соглашения между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф», объединением работодателей Нижегородской области о взаимодействии в области социально трудовых отношениях и социальной защиты населения на 2008-2010 годы»:

1.1. В рамках реализации областной целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 03.05.2006 года № 38-З в текущем году построено для молодых специалистов 265 домов.

1.2. Разработана и утверждена Губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым 04.02.2010 года Адресная программа ввода жилых домов в 2010 году в Нижегородской области, которая предусматривает ввод 1450 тыс. кв. метров жилья. За январь-октябрь 2010 года введено 1150,4 тыс. кв. метров жилья, что составляет 102% к соответствующему периоду прошлого года.

1.3. Во исполнение поручений Президента РФ Д.А.Медведева и Правительства РФ о ликвидации последствий природных пожаров, к 1 ноября текущего года построены жилые дом для граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших в Нижегородской области в 2010 году; в Выксунском районе: с. Верхняя Верея – 401 дом, с. Борковка - 175, с/п Бакин - 8, с. Тамболес - 46; д. Грязная - 3; в г. Бор (жилой район «Боталово-4») - 59; в Арзамасском районе д. Пиявочное – 7; в Балахнинском районе д. Ватагино – 6 домов.

1.4. В целях развития физической культуры и спорта в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» с 2007 года осуществляется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. В 2010 году построен ФОК в г.Арзамас, планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию физкультурно-оздоровительные комплексы в г. Володарск и р.п. Сокольское. Кроме того, начато строительство еще 3 ФОКов: в гг. Павлово и Лукоянов, р.п. Красные Баки на принципах государственно-частного партнерства.

1.5.Для участия в конкурсе субъектов и инвестиционных проектов в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы от Нижегородской области был направлен инвестиционный проект комплексной жилой застройки в городе Нижнем Новгороде «Седьмое небо» (инвестор ООО «Старт-Строй»), который успешно прошел отбор.

Сумма средств на субсидирование процентов по целевому кредиту, полученному инвестором в банке, составит 31036,131 тыс. рублей.

Из них бюджету Нижегородской области будут перечислены субсидии из федерального бюджета в размере 29373,479 тыс. рублей.

Из областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы будут перечислены средства в размере 1662,652 тыс. рублей.

1.6. Применяется практика по рекомендации руководителям предприятий строительного комплекса заключения коллективных договоров для решения вопросов социально-трудового характера и регулирования уровня оплаты труда работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.7. В течение года еженедельно проводились заседания комиссии, на которых неоднократно рассматривались 26 предприятий, имеющих задолженность по выплате заработной платы. В результате на рассматриваемых предприятиях погашена задолженность на сумму 80,959 млн рублей.

1.8. В течение года проведены 16 комиссионных рассмотрений деятельности 23 предприятий строительного комплекса, выплативших заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности «Строительство». В результате 14 предприятий выплачивают заработную плату, соответствующую рекомендованному уровню.

1.9. Принято участие в организации 21-22 апреля 2010 года в Торгово-промышленной палате Нижегородской области специализированной выставки "Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты – 2010" и научно-практической конференции "Актуальные вопросы выбора и применения современных средств индивидуальной защиты работников".

1.10. Применяется практика по рекомендации руководителям предприятий строительного комплекса Нижегородской области при составлении бюджетов предприятий на очередной год предусматривать финансирование мероприятий по улучшению условий  и охраны труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.11. Принималось регулярное участие в заседании рабочей группы при Правительстве Нижегородской области по обеспечению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы в организациях Нижегородской области, в заседании областной межведомственной комиссии по охране труда и заседании областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Нижегородской области. В заседании комиссий также участвуют представители Нижегородской Ассоциации промышленников и работодателей и Нижегородского областного объединения организаций профсоюзов «Облсовпроф».

2. Подготовлены и направлены предложения в Правительство Нижегородской области по внесению изменений в утвержденную областную целевую программу «Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы».

3. Предоставление государственной услуги «Аккредитация при Правительстве Нижегородской области организаций строительного комплекса» не осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.08.2010 года № 491 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Нижегородской области».

4. Ведется Реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере строительства на территории Нижегородской области.

5. Продолжена работа по поощрению наиболее отличившихся работников строительной отрасли. Почетной грамотой министерства строительства Нижегородской области награждены 9 предприятий и 262 работника строительного комплекса.

6. Проведена работа по участию предприятий стройиндустрии и работников в конкурсах:

-представлены 5 организаций строительного комплекса Нижегородской области на ХIV Всероссийский конкурс на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии за 2009 год.

-предложены 6 кандидатур женщин-руководителей предприятий и организаций строительного комплекса для участия в региональном конкурсе «Женщина-Лидер. XXI век».

-предложены 3 кандидатуры руководителей па направлению «Менеджер года-2010» по номинации руководители высшего звена управления предприятий, организаций в сфере строительства, достигших значительных результатов в области менеджмента.»

            Ранее, в письме Министерства строительства Нижегородской области от 03.02.2010 № 312-01/251 в адрес Нижегородской областной организации Профсоюза строителей России было сказано, «что рассмотрение предложения о включении председателя НОО Профсоюза строителей России А.Н. Киселева в состав коллегии министерства строительства Нижегородской области планируется рассмотреть на очередном заседании коллегии.»

            Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, конвенций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией, иными правовыми актами – Соглашениями федерального и регионального уровня, пунктом 1.16.3. «Областного отраслевого Соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Нижегородской области на 2008-2010 годы», Исполком НОО Профсоюза строителей России надеется на положительное решение данного вопроса в контексте совместной работы, направленной на расширение и углубление неформальных аспектов социального партнерства на местах, в нашем, согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, социальном государстве.

II. Ввиду отсутствия «Информации о выполнении Областного отраслевого соглашения» от Союза Нижегородских строителей, выполнение Областного отраслевого соглашения данным социальным партнером как за 2008, 2009 годы, так и за 2010 год не рассматривается.

            Тем не менее, определенная совместная работа НОО Профсоюза строителей России и Союзом Нижегородских строителей проводится, как в 2008 - 2009 годах, так и в 2010 году, в том числе в рамках работы Правления, зарегистрированного в качестве саморегулируемой организации в 2009 году Некоммерческого партнерства «Объединение Нижегородских строителей» и Некоммерческого партнерства «Объединение Нижегородских проектировщиков».

            В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» председатель НОО Профсоюза строителей России А.Н. Киселев был избран в качестве независимого члена в состав Правления саморегулируемой ассоциации строителей на Общем собрании Саморегулируемой ассоциации Нижегородских строителей, состоявшемся в Доме архитекторов 15.05.2008.

            При этом, статья 17 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» вошла в противоречие с пунктом 1 статьи 5511 Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ, который нуждается в корректировке.

            На совместном заседании Правлений Некоммерческих Партнерств «Объединение Нижегородских строителей» (НП «ОНС») и «Объединение Нижегородских проектировщиков» (НП «ОНП») 04.08.2009 по предложению Вице-президента НП «ОНС» А.И. Секотова председатель Нижегородской областной организации Профсоюза строителей России А.Н. Киселев был единогласно избран на трехлетний срок в состав Комиссии НП «ОНС» по урегулированию конфликта интересов.

            Рассмотрев 10.12.2010 протокол заседания организационного собрания трудового коллектива Объединения работодателей «Союз Нижегородских строителей» (ОР «СНС») о создании профсоюзной организации, Исполком НОО Профсоюза строителей России принял постановление о постановке на профсоюзный учет и профобслуживание первичной профсоюзной организации Объединения работодателей «Союз Нижегородских строителей» (ОР «СНС») в Нижегородской областной организации Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации с 13 декабря 2010 года на основании личных заявлений работников Объединения работодателей «Союз Нижегородских строителей» (ОР «СНС») и Устава отраслевого Профсоюза.

III. НОО Профсоюза строителей России (далее: НОО Профсоюза), как и ранее, проводит целенаправленную работу и отчитывается о выполнении обязательств ТОС 2008-2010 перед ЦК Профсоюза строителей России.

1. Раздел I. По пункту 1.16.1 ТОС 2008-2010.

1.1. С целью защиты членов отраслевого Профсоюза, одобрив «План Правительства Нижегородской области по переходу к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики на 2010-2012 годы», Исполком принял постановление от 31.03.2010 (Протокол №21), согласно которому активно участвует в выполнении мероприятий по пунктам 1.4 и 1.6 третьего раздела Плана.

1.2. В связи с реализацией Плана в 2010 году и финансово-экономическим кризисом, председателем НОО Профсоюза, как и ранее в инициативном порядке, при проведении семинаров и по устным обращениям членов профсоюза по организованной НОО Профсоюза в связи с кризисом «горячей телефонной линии» даются консультации и разъяснения требований законодательства о труде, включая Трудовой кодекс Российской Федерации (далее: ТК РФ).

1.3. Председатели первичных профсоюзных организаций и рядовые члены профсоюза, обратившиеся в НОО Профсоюза строителей России за консультацией о соблюдении в их трудовых коллективах ТК РФ при введении и отмене режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, при увольнении по сокращению численности или штата работников организации, увольнении по другим основаниям, по вопросам льготного пенсионного обеспечения и о возможности согласования тех или иных локальных нормативных актов в период экономического кризиса, получают квалифицированные консультации по вопросам трудового права от председателя НОО Профсоюза.

1.4. НОО Профсоюза предложена, разработана, принята на заседании Исполкома НОО Профсоюза 29.09.2010 (Протокол № 1), озвучена 26.10.2010 в Москве, перед делегатами Всероссийского, V Съезда Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации и на совещаниях с работодателями, в т.ч. по вопросам охраны труда «Декларация необходимости соблюдения требований законодательства РФ о труде при переходе на саморегулирование в строительстве и общественного контроля в сфере охраны труда» (далее: «Декларация...», которая ввиду особой важности затронутых в ней вопросов, приводится ниже:

«ДЕКЛАРАЦИЯ   НЕОБХОДИМОСТИ   СОБЛЮДЕНИЯ   ТРЕБОВАНИЙ   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   РФ  

О   ТРУДЕ   ПРИ   ПЕРЕХОДЕ   НА   САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ   В   СТРОИТЕЛЬСТВЕ  

И   ОБЩЕСТВЕННОГО   КОНТРОЛЯ   В   СФЕРЕ   ОХРАНЫ   ТРУДА  

            Согласно ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, однако мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при отсутствии первички не учитывается в ряде случаев, когда требуется учет мнения исключительно «выборного органа первичной профсоюзной организации», а не «иного представителя трудового коллектива».

Руководители организаций и предприятий, где не созданы первичные профсоюзные организации, фактически работают, не имея локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. То есть систематически нарушают действующее законодательство о труде, ТК РФ и незаконно осуществляют свою деятельность.

К такой организации - нарушителю законодательства Российской Федерации о труде Прокуратурой и Государственной инспекцией труда могут быть применены штрафные санкции.

            Саморегулирование, наряду с действующей системой государственного контроля при возрождении общественного контроля профсоюзов, может поставить непреодолимую преграду на пути нарушений действующего законодательства, но только при наличии контроля со стороны федеральных органов власти и при их стремлении к снижению уровня производственного травматизма и ликвидации правового нигилизма в стране.

Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются требования и условия осуществления деятельности саморегулируемых организаций в строительстве.

            Согласно пункту 4 статьи 555 Закона №148-ФЗ, документы СРО не должны противоречить требованиям законодательства РФ.

Организации, не выполняющие Соглашения, как федерального, так и регионального уровней социального партнерства, являющиеся согласно статье 45 ТК РФ правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, нарушают, в частности, требования раздела «Охрана труда», что квалифицируется как нарушение действующего законодательства о труде и может повлечь за собой применение санкций к строительной организации в виде отказа такой организации в возможности получения свидетельства о допуске к видам работ до момента ликвидации нарушений, а при игнорировании предписаний СРО – исключение из СРО.

            В случае отсутствия первичной профсоюзной организации, в соответствии с требованиями Федерального закона № 148-ФЗ организация — нарушитель законодательства РФ должна быть подвергнута санкциям со стороны СРО, вплоть до исключения из состава членов СРО, как и сама СРО, не потребовавшая соблюдения требований законодательства, может быть подвергнута наказанию со стороны Ростехнадзора в соответствии со статьей 5519 Федерального закона № 148-ФЗ.

            Очевидна необходимость срочного принятия административных мер по контролю за соблюдением действующего законодательства о труде, ТК РФ и обоснованных требований по созданию первичных профсоюзных организаций в каждой организации и на предприятии, назначению и обучению уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза без которых невозможно контролировать соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности ежедневно, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте, независимо от отрасли, к которой они относятся.

            Необходимость возрождения «Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организациях строительства и производства строительных материалов» на основе данного статьей 370 ТК РФ права осуществления общественного, профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда без привлечения дополнительных средств, за счет профсоюзного бюджета, силами уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза продиктована требованием времени, равно, как и конституционным правом каждого гражданина на здоровые и безопасные условия труда.

            Ведь согласно статьям 7 и 37 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека... Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».»

1.5. Данная «Декларация ...» предложена Исполкомом НОО Профсоюза строителей России для рассмотрения в ряде регионов России и, после выступления председателя Нижегородской областной организации отраслевого Профсоюза на V Съезде Профсоюза строителей России 26.10.2010, рекомендована Председателем Профсоюза строителей России Б.А. Сошенко к широкому обсуждению в отрасли. С «Декларацией...» были ознакомлены социальные партнеры НОО Профсоюза и другие заинтересованные должностные лица.

1.6. Для впервые избранных председателей профкомов, не имеющих опыта работы, приобретается и раздается специальная литература по профсоюзному всеобучу, в частности, роздана книга из серии «Профсоюзный университет» «Практическое пособие профактиву».

1.7. Каждому председателю профкома регулярно даются в электронном виде большие массивы информации, носящей методический характер, в том числе в вопросах защиты социально — трудовых прав работника.

1.8. НОО Профсоюза регулярно организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров на базе УМЦ НОООП «Облсовпроф» в соответствии с годовым планом обучения профсоюзных кадров, а также ежегодно на выездных семинарах при проведении Пленумов Обкома профсоюза.

1.9. Активные методы обучения, ситуационные, ролевые и деловые игры применяются в ходе проводимых НОО Профсоюза семинаров, а также при проведении обучения председателей профкомов на базе УМЦ НОООП «Облсовпроф», где впервые избранные молодые и опытные председатели профкомов и казначеи, работники аппарата НОО Профсоюза, а также рядовые члены профсоюза - специалисты организаций и предприятий отрасли проходят обучение по темам: «Налогообложение профсоюзных организаций в 2010 году», «Новое в законодательстве по социальному страхованию в 2010 году. Реформа организации детского оздоровительного отдыха», «Социальный диалог: «Корпоративные, сверхправовые технологии и механизмы стимулирования персонала», «Технологии реализации защитной функции профсоюзов», «Роль профсоюзных организаций в формировании системы охраны труда на предприятии».

1.10. НОО Профсоюза информирует первичные профсоюзные организации об уровне средней заработной платы в строительных организациях области, росте индекса потребительских цен на товары и услуги, размере прожиточного минимума по различным социальным группам населения. По данным Нижегородстата выпускается бюллетень «Основные итоги работы строительного комплекса Нижегородской области». Бюллетень за 2009 год был роздан делегатам - председателям профкомов и членам Обкома Профсоюза на XIX Областной отчетно – выборной профсоюзной конференции работников строительства и промышленности строительных материалов 26.05.2010.

1.11. Нет ни одного предприятия или строительной организации, которые не пострадали бы в 2008 – 2010 годах в результате финансово-экономического кризиса, арестованы банковские счета ряда предприятий, а по некоторым из них, в т.ч. ЗАО «ТОИР», возбуждена процедура банкротства, в результате которой перестали существовать, как сами предприятия ООО СМП «Промстрой-4», ООО «Квант+А», так и первичные профсоюзные организации в ликвидированных трудовых коллективах.

            Доля убыточных предприятий и организаций строительства составила по данным 2009 года – 40,8%, а за 9 месяцев 2010 года - 37,8%, увеличившись более,чем в 1,5 раза к соответствующему периоду 2008 года.

1.12. Среднесписочная численность работников отрасли (без внешних совместителей) по полному кругу строительных предприятий только за последний год упала в Нижегородской области почти на 15%.

            Причем тенденция ускорения темпов снижения численности строителей в области усугубляется из месяца в месяц. При этом, данный показатель по области без разбивки по отраслям составил за тот же период менее 4% и имеет тенденцию улучшения средних показателей. Такое положение дел в строительной отрасли опасно и чревато социальными последствиями.

1.13. Совместно с Министерством строительства Нижегородской области и Союзом Нижегородских строителей НОО Профсоюза рассмотрел и согласовал в июне 2009 года материалы ряда предприятий и организаций строительного комплекса области, представленные для участия в XIV Всероссийском конкурсе на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии за 2009 год. Среди соискателей, представивших материалы: ООО «Фирма «Нижегородстрой» и ЗАО «Волгонефтехиммонтаж».

1.14. Председатель и главный бухгалтер НОО Профсоюза обобщают и распространяют практику работы первичных профсоюзных организаций, оказывают профсоюзным комитетам бесплатную консультационную помощь по подготовке и заключению коллективных договоров и по другим вопросам теории и практики профсоюзной работы, предоставляют членам профсоюза бесплатные консультации и юридическую помощь по социально-трудовым и другим вопросам .

1.15. В течение всего периода кризиса в 2008-2010 годах имели место нарушения законодательства о труде в большинстве организаций и предприятий отрасли. Во всех организациях строительного комплекса области в той или иной степени нарушались сроки выплаты заработной платы; время простоя оплачивалось в размере двух третей тарифной ставки (оклада), а не среднего размера заработной платы работника.

            Многие организации, предприятия и их структурные подразделения были переведены на работу в режиме сокращенного рабочего времени или сокращенной рабочей недели; работники после разъяснений и уговоров представителями работодателя, были отправлены в административные отпуска, вместо оплаты простоя.

1.16. В соответствии с «Положением о страховом пособии», утвержденным постановлением Исполкома НОО Профсоюза строителей России 12.11.2007 (Протокол № 12), НОО Профсоюза оказывает материальную помощь в виде дополнительного пособия из средств образованного «Фонда социальной защиты профсоюзных работников» членам профсоюза, пострадавшим в результате несчастных случаев, включая несчастные случаи в быту.

1.17. Председатель НОО Профсоюза размещает публикации по вопросам социальной защиты, охраны труда и здоровья работников отрасли и другим актуальным вопросам социального партнерства на страницах профсоюзных газет «Профсоюзная трибуна» и «Российский строитель» совместно с главным бухгалтером пропагандирует массовую подписку на профсоюзные газеты, осуществляет мониторинг подписки и контролирует ее проведение. В результате ти в большинстве первичек выписана газета «Профсоюзная трибуна», увеличилось количество подписчиков газеты «Российский строитель».

1.18. Исполком НОО Профсоюза совместно с профкомами организаций выдвигает кандидатуры профсоюзных активистов для награждения Почетными Грамотами ФНПР и присвоения звания «Лауреат премии профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации». Награждение осуществляется с вручением дипломов, почетных знаков и денежных премий за активное участие в укреплении отраслевого профсоюза, и за высокие результаты в труде.

2. По разделу II «Оплата и нормирование труда»

2.1. Согласно пункту 2.3. ТОС 2008-2010: во исполнение «Соглашения между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф» и объединениями работодателей по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2008 – 2010 годы» от 25.07.2007 № 465-П/317/А-445, начисленная среднемесячная заработная плата основных рабочих внебюджетной сферы, независимо от численности работников организации, не может быть ниже параметров, рассчитанных по годам с учетом «Отраслевых коэффициентов». То есть в строительстве в целом по области она должна была в 2008 году достигнуть 11620 рублей, в 2009 - 12545 рублей, а в 2010 – 13507 рублей при принятом отраслевом коэффициенте 0,87 (Приложение № 2 к региональному трехстороннему Соглашению по оплате труда от 25.07.2007).

            При этом «Коэффициент территориальной дифференциации к региональному договорному нормативу (бюджету развития семьи трудоспособного населения)», равен в целом по области 1,00 (Приложение № 1 к региональному трехстороннему Соглашению по оплате труда от 25.07.2007).

            Согласно Приложению 2 к «Соглашению между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций Профсоюзов «Облсовпроф» и объединениями работодателей по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2008-2010 годы» (С учетом «Дополнительного соглашения № 143-П/357/А-500 от 12 октября 2010 года» к «Соглашению... № 464-П/316/А-444 от 25 июля 2007 года») «Среднемесячная заработная плата основных рабочих внебюджетной сферы по основным видам экономической деятельности на 2010 - 2011 годы» должна составлять 12110 рублей, а в 2011 году – 13351 рубль.

2.2. По данным Нижегородстата фактическая среднемесячная заработная плата по области в строительстве составила за 2008 год: по полному кругу предприятий (без учета ОАО «Эй Джи Си БСЗ») 11493,4 рубля с ростом на 28,9% к соответствующему периоду 2007 года, а по крупным и средним предприятиям — достигла 19047,5 рубля, увеличившись на 28,4%.

            В 2009 году кризис больно ударил по финансово-экономическому положению отрасли, потерявшей за год почти 10% численности. При этом, согласно статистическим данным, заработная плата оставшихся работников снизилась на 5,1% к 2008 году и могла быть сопоставима с заработной платой в сельском хозяйстве, где она составила по итогам 2009 года 8773,3 рубля.

            По данным статистики за 2009 год: заработная плата в строительстве в Нижегородской области, составившая по полному кругу организаций 10903,6 рубля, ниже заработной платы в здравоохранении (11808,7 руб.), образовании (11207,8 руб.) и сопоставима с заработной платой работников культуры (10679,8руб.), где, в отличие от строительства, в течение всего периода кризиса заработная плата росла.

            Фактически, по данным Нижегородстата, заработная плата за 9 месяцев 2010 года составила 12816,5 рубля, превысив заработную плату в здравоохранении (12515,9 руб.), народном образовании (11158,4 руб.) и культуре (10102,8 руб.).

2.3. В ряде организаций отрасли, особенно при отсутствии в них коллективных договоров и первичных профсоюзных организаций, растет просроченная задолженность по заработной плате.

            При этом, по данным отчетов организаций отрасли Нижегородстату, по состоянию на 01.11.2010 эта задолженность в сумме 1387 тысяч рублей имелась только в одной организации – банкроте: ЗАО «ТОИР».

            По официальным отчетным данным статистики суммарная задолженность по выплате средств на оплату труда на 01.01.2010 составила по всем строительным организациям области 4,8 млн. руб. Фактически, задолженность по оплате труда только в МП ИРГ «НижегородгражданНИИпроект» превышала на эту дату шесть миллионов рублей!

2.4.Практически во всех организациях строительного комплекса области в той или иной степени нарушались сроки выплаты заработной платы; время простоя оплачивалось в размере двух третей тарифной ставки (оклада), а не среднего размера заработной платы работника; многие организации, предприятия и их структурные подразделения были переведены на работу в режиме сокращенного рабочего времени или сокращенной рабочей недели; работники после разъяснений и уговоров представителями работодателя, а в ряде случаев - под угрозой увольнения, были отправлены в административные отпуска «по инициативе работника» для сохранения трудового коллектива.

2.5. Отсутствие письменных жалоб работников о задержке выплаты заработной платы и категорический отказ председателей профкомов от официальных обращений в НОО Профсоюза по фактам нарушений работодателями законодательства о труде, вследствие боязни репрессивных мер со стороны работодателя, препятствуют возможности обращения в прокуратуру и в Государственную инспекцию труда.

2.6. Нет ни одного предприятия или строительной организации, которые не пострадали бы в 2008 – 2010 годах в результате кризиса, а по некоторым из них возбуждена процедура банкротства, в результате которой перестали существовать, как сами предприятия ООО СМП «Промстрой-4» и ООО «Квант+А», так и первичные профсоюзные организации в ликвидированных трудовых коллективах. В стадии ликвидации находятся ЗАО «ТОИР» и ГП «Нижноворгтехстрой».

            С руководителями ряда вновь образуемых организаций ведутся переговоры о сохранении или создании в их трудовых коллективах первичных профсоюзных организаций.

2.7. Профсоюзные членские взносы являются частью оплаты труда и выплата по ним должна производиться в том же порядке, что и выплата задолженности по заработной плате. После обращения в июне 2009 года председателя НОО Профсоюза в Арбитражный суд Нижегородской области по вопросу взыскания задолженности по перечислению членских профсоюзных взносов с ООО СМП «Промстрой-4», как НОО Профсоюза строителей России, так и первичной профсоюзной организации в ООО СМП «Промстрой-4», они были совместно поставлены во вторую очередь кредиторов с требованием на сумму долга 84263,78 рубля. Однако до настоящего времени эта задолженность даже частично не ликвидирована.

            Требование первичной профсоюзной организацией в ЗАО «ТОИР» на сумму долга 261209,69 рубля было принято Арбитражным судом Нижегородской области для взыскания с должника в третью очередь. До настоящего времени выплаты не производятся.

            Аналогичная ситуация складывается и в результате обращения председателя НОО Профсоюза в Арбитражный суд по поводу  задолженности по перечислению членских профсоюзных взносов в размере 90318,01 рублей от ЗАО «ТОИР» (Определение Арбитражного суда от 03.03.2010).

3. По разделу III «Обеспечение занятости»

3.1. Согласно статистике, в Нижегородской области почти 90 тысяч рабочих мест занято работниками подрядных строительных организаций, около 40 тысяч рабочих мест в промышленности строительных материалов, около 10 тысяч человек проектировщиков, изыскателей и прочих представителей работников строительной отрасли.

            Всего в строительстве в области занято около 140 тысяч работающих.

            Статистика дает цифры безработицы в строительстве на уровне 3 – 5%.

            Практически отсутствуют начинаемые вновь строительные объекты.

            В то же время, остановлено строительство около 40% объектов.

            Таким образом становится ясно, что скрытая безработица в строительстве составляет те же 40%.

            Если учесть, что почти у каждого из 140 тысяч работников отрасли есть семья, то существенное снижение заработной платы, задержка ее выплаты или полное отсутствие вследствие ухода в административный отпуск, увольнения либо банкротства предприятия строительного комплекса непосредственно коснулось почти полумиллиона жителей Нижегородской области.

3.2. Негативные явления, вызванные экономическим кризисом, приводят к усилению социальной напряженности в трудовых коллективах.

            В сложившейся ситуации особенно важно защитить от возможного нарушения работодателем прав каждого члена профсоюза – наемного работника в каждом трудовом коллективе.

            В связи с этим возрастает роль первичной профсоюзной организации и ее профсоюзного комитета.

3.3. НОО Профсоюза разработано, подготовлено, заключено, зарегистрировано и опубликовано в газете «Профсоюзная трибуна» четырехстороннее «Соглашение о принципах реализации Концепции подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для строительства на территории Нижегородской области по заказу строителей», которое распространяется на все организации отрасли на территории Нижегородской области. Однако за три года существования данного Соглашения от работодателей области не поступило ни одной заявки на подготовку рабочих кадров.

3.4. В 2009 -2010 годах НОО Профсоюза по запросу ЦК Профсоюза строителей России регулярно проводит мониторинг ситуации в отрасли и ежемесячно направляет в ЦК «Информацию о действиях работодателей и Профсоюза в условиях финансового кризиса и оптимизации производства в организациях строительства и промстройматериалов».

4. По разделу IV «Охрана труда»

4.1. Одним из важнейших направлений совместной, партнерской работы является охрана труда работников, основой которой в каждой организации должна стать команда уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза.

4.2. Отсутствие в подавляющем большинстве строительных организаций первичных профсоюзных организаций, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза и «Комиссий профкома по охране труда», дает возможность работодателям не обременять себя затратами на охрану труда и впредь безнаказанно убивать на производстве, как наших сограждан, так и рабочих-мигрантов, пользуясь отсутствием в своих организациях общественного контроля со стороны профсоюза, гарантированного статьей 370 Трудового кодекса РФ.

4.3. Анализ данных Государственной инспекции труда по групповым, тяжелым и смертельным несчастным случаям, произошедшим в Нижегородской области в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах говорит о том, что там, где созданы первичные профсоюзные организации, где работают уполномоченные (доверенные) лица по охране труда Профсоюза строителей России — там происходит меньше несчастных случаев, трудовой коллектив имеет защиту.

 

Количество несчастных случаев на производстве в Нижегородской области (групповых, тяжелых и со смертельным исходом), произошедших в организациях строительства и промышленности строительных материалов в 2006-2009 годах (по данным Государственной инспекции труда)

Всего:

2009 год: 35

(2006 год: 44

2007 год: 60

2008 год: 43 )

 

Итого, за 2006 - 2009 годы:

182

Групповых:

2009 год: 6

(2006 год: 6

2007 год: 2

2008 год: 4 )

 

Итого, за 2006 - 2009 годы:

18

Тяжелых:

2009 год: 21

(2006 год: 25

2007 год: 36

2008 год: 27 )

 

Итого, за 2006 - 2009 годы:

109

Смертельных:

2009 год: 8

(2006 год: 13

2007 год: 22

2008 год: 12)

 

Итого, за 2006 - 2009 годы:

55

В том числе в тех организациях строительства и промышленности строительных материалов, где есть профсоюзная организация

Всего:

2009 год: 2

(2006 год: 1

2007 год: 1

2008 год: 1 )

Итого, за 2006 - 2009 годы:

5

Групповых:

2009 : НЕТ

(2006 год: 1

2007 год: нет

2008 год: нет)

Итого, за 2006 - 2009 годы:

1

Тяжелых:

2009 год: 1

(2006 год: нет

2007 год: нет

2008 год: нет)

Итого, за 2006 - 2009 годы:

1

Смертельных:

2009 год: 1

(2006год: нет

2007 год: 1

2008 год: 1 )

Итого, за 2006 - 2009 годы:

3

 

4.4. НОО Профсоюза предложена, разработана, принята Исполкомом 17.09.2008 (Протокол № 15) и озвучена на кустовых совещаниях с работодателями организаций отрасли по вопросам снижения травматизма и охраны труда, организованных органами исполнительной власти Нижегородской области и местного самоуправления города Н. Новгорода «Концепция необходимости общественного контроля в системах управления охраной труда на предприятиях и в организациях строительства и в других отраслях на территории Нижегородской области и Российской Федерации» (сокращенно: «Концепция управления охраной труда»).

4.5. В качестве механизма реализации «Концепции управления охраной труда» НОО Профсоюза была предложена, разработана, рассмотрена и принята в рабочем порядке Исполкомом НОО Профсоюза 26.11.2008 (Протокол № 16) «Концепция создания первичных профсоюзных организаций в малом и среднем бизнесе», тем более актуальная в связи с необходимостью исполнения работодателями, осуществляющими свою деятельность в России, требований действующего законодательства РФ о труде и ликвидации правового беспредела в сфере охраны труда и социально-трудовых отношений, особенно в условиях перехода на саморегулирование в отрасли и мирового финансового кризиса.

4.6. Раздел «Охрана труда», и, как правило, Мероприятия по охране труда включены в коллективные договоры организаций и предприятий отрасли при наличии в них первичных профсоюзных организаций, а также в Соглашения регионального уровня.

4.7. В НОО Профсоюза на общественных началах создана Комиссия по охране труда. НОО Профсоюза совместно с НОООП «Облсовпроф» проводит строгий отраслевой учет и обмен информацией о случаях производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и о состоянии охраны труда.

            При этом работодателям предлагается разрабатывать и осуществлять в трудовых коллективах, где отсутствуют первичные профсоюзные организации, совместные с НОО Профсоюза строителей России: Мероприятия по снижению уровня производственного травматизма, подготовке квалифицированных рабочих кадров и аттестации рабочих мест по условиям труда.

4.8. По предложению Исполкома НОО Профсоюза были разработаны, согласованы с НОО Профсоюза и утверждены в сентябре 2009 года президентом ООО «Фирма «Нижегородстрой» «Мероприятия по снижению уровня производственного травматизма в организациях и на предприятиях ООО фирмы «Нижегородстрой» посредством внедрения системы охраны труда на 2010 год». Однако, данные «Мероприятия...» ООО «Фирма «Нижегородстрой» не были выполнены и остается надеяться на реализацию их в 2011 году.

4.9. В Учебно-методическом центре НОООП «Облсовпроф» 07.12.2010 состоялся запланированный семинар на тему «Роль профсоюзных организаций в формировании системы охраны труда на предприятии» с выдачей удостоверений установленного образца. На семинаре был обучен ряд специалистов по охране труда и председателей профкомов.

4.10. НОО Профсоюза совместно с заместителем генерального директора по охране труда ЗАО «Волгонефтехимммонтаж» проводится работа по созданию и обучению команды уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза и внедрению «Системы управления охраной труда...» в подразделениях ЗАО «ВНХМ».

4.11. Однако, без неформальной помощи социальных партнеров, органов исполнительной власти, как федерального (Государственная инспекция труда), так и регионального (Управление труда и занятости Департамента социальной защиты населения труда и занятости Нижегородской области) уровней, равно, как и органов местного самоуправления, а главное, без совместной работы по контролю исполнения заключенных сторонами социального партнерства Соглашений, без реализации предложенных НОО Профсоюза трех Концепций, эффективность этой работы НОО Профсоюза в рамках социального партнерства может быть практически сведена к нулю.

4.12. Солидарно с ФНПР и ЦК Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, Исполком НОО Профсоюза считает, что реализация Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» не учитывает сложность и реальные условия труда работников строительства и промышленности строительных материалов, а также значительно снижает уровень установленных ранее действовавшим законодательством компенсаций работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда.

            Нельзя не согласиться с тем, что, по мнению ЦК Профсоюза, работники строительной отрасли при реализации данного Постановления потеряют имеющиеся компенсации при продолжении работы на тех же условиях, что может привести к нежелательным социально-трудовым конфликтам.

            В своем постановлении «О позиции ФНПР и ЦК Профсоюза строителей России по постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 №870» от 03.11.2010 (Протокол №2) с приложениями позиции ФНПР, образцами подписного листа и сопроводительного письма в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, Исполком НОО Профсоюза строителей России постановил:

            «Провести в ноябре 2010 года акцию по сбору подписей в поддержку позиции ЦК Профсоюза строителей России и ФНПР за отмену Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» во всех организациях строительной отрасли, имеющих первичные профсоюзные организации на территории Нижегородской области».

            Во Всероссийской акции протеста приняли участие работники 17 строительных организаций области, было собрано 464 подписи. Территориальными организациями профсоюзов, входящих в качестве членских организаций в состав НОООП «Облсовпроф» было собрано в Нижегородской области 93 тысячи подписей за отмену Постановления Правительства РФ № 870 от  20.11.2008.

4.13. С целью организации опережающего профессионального обучения женщин с перспективой вывода их с вредного производства, НОО Профсоюза строителей России проведена работа по сбору данных о численности женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, нуждающихся в профессиональном переобучении для включения их в план мероприятий УГСЗН по снижению напряженности на рынке труда областной целевой программы на 2011 год.

            К сожалению, НОО Профсоюза имеет возможность проводить подобную работу только в тех организациях отрасли, где созданы первичные профсоюзные организации.

5. По выполнению обязательств раздела V «Рабочее время и время отдыха» - отчитывается Союз Нижегородских строителей (справка не предоставлена).

6. По разделу VI «Социальные гарантии»

6.1. НОО Профсоюза заключены договоры о продаже со скидкой льготных путевок для лечения не только членов отраслевого профсоюза, но и членов их семей в местных профсоюзных санаториях.

            В соответствии с договоренностью льготная скидка от отпускной цены путевки с лечением и проживанием в двухместном номере первой категории в 2009-2010 годах для членов профсоюза и членов их семей при лечении в ООО «Санаторий «Городецкий» и ООО «Санаторий имени ВЦСПС» составляет 15%, а в ООО «Санаторий «Зеленый Город» - 25%.

            Льготными санаторными путевками пользовались члены профсоюза ЗАО «ТОИР» в 2008 году, ОАО «НижегородТИСИЗ» и ОАО «Волговзрывпром» - в 2008-2009годах, МП ИРГ «НижегородгражданНиипроект» - в 2009 году, ОАО «Эй Джи Си БСЗ», ЗАО «ГОТХ», ОАО «НижегородТИСИЗ», ООО «Волго-Вятская строительная компания» и Нижегородский Строительный техникум – в 2010 году.

6.2. Разработаны и утверждены постановлением Исполкома НОО Профсоюза 05.09.2007 (Протокол № 11) «Рекомендации по формированию цены на льготные санаторные путевки для работников отрасли при их оздоровлении на базе санаторно-курортных учреждений ФНПР» согласно которым стоимость льготных путевок для лечения членов отраслевого профсоюза только за счет профбюджета может быть снижена на 50% от отпускной цены санатория.

            В 2008 году согласно заявке первичной профсоюзной организации ОАО «Эй Джи Си БСЗ» на льготные путевки четыре члена отраслевого профсоюза прошли курс лечения в санатории «СКО «Адлеркурорт».

6.3. НОО Профсоюза в соответствии с заявками первичных профсоюзных организаций отрасли в 2008 году выдавались бесплатные пригласительные билеты на благотворительные Новогодние представления, организованные НОООП «Облсовпроф» во Дворце спорта Профсоюзов для детей членов профсоюза. В 2009 и 2010 годах в связи с ухудшением финансового положения благотворительные представления для детей членов профсоюза не проводятся.

6.4. Выкупленные НОО Профсоюза билеты во Дворец спорта Профсоюзов на хоккейные матчи с участием команды «Торпедо» в сезон 2007 — 2008 годов выдавались бесплатно председателям ряда профкомов для поощрения профсоюзных активистов. По причине экономического кризиса в 2009 и 2010 годах билеты не выкупались.

6.5. Председатели профсоюзных комитетов поощряются морально и материально НОО Профсоюза в связи с юбилейными датами за счет средств профсоюзного бюджета, как в 2008, 2009, так и в 2010 году, по заявлениям профсоюзных активистов им оказывается материальная помощь.

6.6. В связи с тяжелым материальным положением ежегодно, к Дню пожилого человека, НОО Профсоюза оказывается материальная помощь ветеранам профсоюзного движения.

6.7. При заключении коллективного договора в ряде организаций отрасли установлены (с учетом финансовых возможностей) следующие дополнительные, по сравнению с законодательством, льготы и социальные гарантии:

6.7.1. Компенсация работникам и пенсионерам расходов на лечение, протезирование зубов и другие виды медицинского обслуживания, оплата путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление детей.

6.7.2. Выделение финансовых средств из фондов предприятий (организаций) в размере не менее 1,4% от фонда заработной платы для приобретения и оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

6.7.3. Выплата единовременной материальной помощи работникам за многолетний и добросовестный труд в связи с уходом на пенсию по старости или инвалидности и прекращением трудовой деятельности.

6.7.4. Предоставление различных видов социальной помощи неработающим пенсионерам-ветеранам отрасли: надбавок к пенсиям, единовременных пособий при выходе на пенсию, бесплатное обеспечение топливом и других льгот и гарантий.

6.7.5. В случае смерти работника, не связанной с исполнением трудовых обязанностей, выплата семье умершего, проживавшей с ним, единовременного пособия в размере среднемесячного заработка умершего.

6.8. НОО Профсоюза рекомендует при разработке и заключении коллективных договоров предусматривать максимум социальных гарантий не только работникам предприятий, но и неработающим пенсионерам – ветеранам отрасли, освободив их от уплаты членских профсоюзных взносов, как и женщин, временно прекративших работу.

7. По разделу VII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»

7.1. НОО Профсоюза активно содействует созданию и функционированию в организациях всех форм собственности молодежных комиссий профкомов. Создана Молодежная комиссия НОО Профсоюза.

7.2. В соответствии с статьей 97 Устава Профсоюза строителей России, НОО Профсоюза рекомендует при вступлении в профсоюз молодежи в возрасте до 21 года, освобождать ее от уплаты членских профсоюзных взносов.

7.3. При заключении коллективного договора в ряде организаций отрасли установлены (с учетом финансовых возможностей) следующие дополнительные, по сравнению с законодательством, льготы и социальные гарантии:

l                предоставление одному из родителей детей, обучающихся в младших классах (1-4 классы), в День знаний дополнительного оплачиваемого дня отдыха;

l                предоставление финансовой помощи молодым работникам при создании семьи, рождении ребенка.

8. По разделу VIII «Развитие социального партнерства»

8.1. НОО Профсоюза регулярно оказывает практическую помощь организациям отрасли при разработке, заключении, регистрации и реализации коллективных договоров, а также в других случаях при обращении представителей работодателя и членов профсоюза в случае не урегулированных в ходе коллективных переговоров разногласий.

8.2. Разработанные и подписанные в рамках заседания Российской трехсторонней комиссии ее координаторами: со стороны Правительства Министром Минздравсоцразвития РФ Т.А. Голиковой совместно с президентом Общероссийского объединения работодателей «РСПП» А.Н. Шохиным и со стороны Общероссийского объединениями профсоюзов председателем «ФНПР» М.В. Шмаковым «Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса» направлены НОО Профсоюза в июне 2009 года для руководства всем работодателям и профкомам организаций и предприятий отрасли, где созданы первичные профсоюзные организации.

            Основной целью «Рекомендаций...» является выработка единого подхода социальных партнеров в сфере труда, направленных на сохранение конкурентоспособности организаций, обеспечение содействия занятости, снижение социальной напряженности в коллективах, защиту трудовых прав работников.

            «Рекомендации...» предназначены для использования сторонами социального партнерства на уровне конкретной организации для разработки антикризисных мер в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

8.3. Конференцией НОООП «Облсовпроф» 23.06.2009 принято постановление «О взаимодействии органов власти, работодателей и профсоюзов Нижегородской области в условиях экономического кризиса».

8.4. Распоряжением Правительства Нижегородской области № 129-р от 04.02.2010 утвержден «План Правительства Нижегородской области по переходу к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики на 2010-2012 годы» (далее: «План Правительства Нижегородской области...»; План).

            Данный «План Правительства Нижегородской области...» содержит конкретные мероприятия по реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Меведева Федеральному Собранию РФ и в Послании Губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева Законодательному Собранию Нижегородской области в 2009 году.

            В главе 1 «Снижение напряженности на рынке труда» раздела третьего Плана Правительства «Повышение качества жизни населения» по пунктам 1.4 и 1.6 в качестве ответственного исполнителя наряду с Управлением государственной службы занятости населения обозначен НОООП «Облсовпроф» (по согласованию).

            Пунктом 1.4 на 2010-2012 годы предусмотрена «Организация работы консультационных пунктов, «горячих линий» и предувольнительных консультаций для работников организаций; издание информационных буклетов и брошюр; проведение ярмарок вакансий».

            Пункт 1.6 предлагает «Оперативное информирование прокуратуры, контролирующих и правоохранительных органов о фактах нарушения трудового законодательства и законодательства о занятости населения» с докладом на Координационном Совете Правительства Нижегородской области в период 2010-2012 годов.

            Исполком НОО Профсоюза, рассмотрев в рабочем порядке 31.03.2010 «План Правительства Нижегородской области...» (Протокол №21), постановил:

1. Одобрить принятый «План Правительства Нижегородской области по переходу к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики на 2010-2012 годы».

2. Принять участие в выполнении мероприятий по пунктам 1.4 и 1.6 третьего раздела Плана, для чего:

2.1. С целью защиты членов отраслевого профсоюза:

2.1.1. Организовать для членов профсоюза при НОО Профсоюза строителей России по адресу 603005, Н. Новгород, ул Алексеевская, дом 26 офис 01А работу консультационного пункта по разъяснению членам профсоюза требований законодательства РФ о труде и предувольнительных консультаций членов профсоюза в очном (на личном приеме) и заочном (по телефону (831)428-24-86) режимах.

2.1.2. Организовать при НОО Профсоюза строителей России ежедневную телефонную «горячую линию» для членов отраслевого профсоюза по телефону (831)428-24-86.

2.1.3. Принимать по факсу (831)428-24-86 сообщения председателей отраслевых первичных профсоюзных организаций и рядовых членов профсоюза (кроме анонимных обращений) о нарушении законодательства о труде работодателями.

9. По разделу IX «Гарантии прав профсоюзной деятельности»

9.1. Ряд работодателей, в таких трудовых коллективах, как ЗАО «ТОИР» (И.Л. Марков), ОАО «Эй Джи Си БСЗ» (В.В. Тарбеев), ОАО «АСПО-1» (А.Г. Пушков), ОАО «Волговзрывпром» (С.Л. Блинов), ООО «Промгражданстрой» (И.А. Грачев) активно помогают деятельности первичной профсоюзной организации.

9.2. Подавляющее большинство работодателей других организаций, где имеются первичные профсоюзные организации, содействуют их деятельности, вступая в коллективные переговоры, разрабатывают совместно и заключают качественный коллективный договор с выборным органом первичной профсоюзной организации, сами являются членами профсоюза, либо занимают нейтральную позицию по отношению к первичной профсоюзной организации, предоставляя ей при этом возможность развиваться и пользоваться гарантиями, предоставленными профсоюзам Трудовым кодексом Российской Федерации.

9.3. Однако, зачастую, работодателями не соблюдаются основные принципы социального партнерства, обозначенные в статье 24 ТК РФ: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений и др.

9.4. Российский союз товаропроизводителей, президентом которого является член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Николай Иванович Рыжков, в рамках ежегодного Нижегородского Форума «Россия единая» 28.10.2010 при участии Минрегионразвития РФ, Минсельхоза РФ, Счетной палаты РФ, Торгово-промышленной палаты РФ в Академическом зале Главного ярмарочного дома Нижегородской ярмарки провел Всероссийскую конференцию «Жилищное строительство: состояние, тенденции, перспективы».

            По поручению Председателя Профсоюза строителей России Б.А. Сошенко в работе Конференции в качестве официального представителя Профсоюза строителей России принял участие А.Н. Киселев, председатель НОО Профсоюза строителей России, представитель Профсоюза в Приволжском федеральном округе. Ниже приводится текст его выступления:

«          Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации работодатель и работники в лице профкома - выборного органа первичной профсоюзной организации являются сторонами социального партнерства на локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере социально-трудовых отношений, что определяет наличие целого ряда противоречий между ними, которые, однако, отнюдь не являются неразрешимыми.

            Мало того, у работников и работодателей есть общие интересы. И те и другие заинтересованы в развитии своей организации, экономическом росте ее показателей, повышении производительности труда, развитии внутреннего рынка своей продукции через улучшение ее качества и повышение покупательной способности населения. Обе стороны не заинтересованы в банкротстве своей организации.

            Отсюда - их сотрудничество в достижении общих целей, социальное партнерство, а в некоторых случаях – и отношения цивилизованного экономического торга, например, при разработке и заключении коллективных договоров. Не случайно они, зачастую, состоят в одном профсоюзе.

            Многие профкомы продолжают в определенной степени выполнять функции кадровых служб организаций, разбирая случаи производственных нарушений, а иной раз и общественных проступков работников. Опять же, в интересах и на благо производства, в целях укрепления дисциплины.

            Профкомы выступают инициаторами обеспечения питьевого режима, охраны труда, оборудования комнат отдыха и приема пищи для работников, организаторами чествования ветеранов, рождественских встреч, вечеров отдыха молодежи, выездов на природу, водных прогулок, организуют отправку детей работников в детские оздоровительные лагеря, приобретают подарки к 23 февраля и 8 марта, используя на это профсоюзные взносы.

            Одним из основных факторов заинтересованности работодателя в профсоюзе является то, что последний, по сути, является «буфером» между ним и работниками. Активные профком и его председатель – гарантия того, что все многочисленные противоречия в организации будут решаться путем диалога с работодателем или его доверенными лицами в рамках коллективного договора и не будут доведены до производственного конфликта, стихийной забастовки или бунта.

            Еще одна большая задача, которую возложил на себя профсоюз, - это лоббирование интересов отрасли, отдельных предприятий в органах государственной власти, чему есть немало примеров.

            Причем профсоюзу приходится ставить такие вопросы, которые не рискуют поднимать руководители организаций, боясь оказаться в немилости у высшего руководства.

            Только за 2009 год строители области потеряли более 13% своей численности. В 2010 году сохранилась тенденция снижения общей численности работников – строителей.

            В условиях экономического кризиса существенно возрастает роль социального диалога между работодателями и представляющими интересы работников профсоюзами.

            Для преодоления кризисных явлений требуется выработка единых подходов социальных партнеров в области регулирования социально-трудовых отношений, направленных на сохранение конкурентоспособности организаций в период экономического кризиса, а также при выходе из него.

            Цель взаимодействия социальных партнеров в этот период – согласование комплекса антикризисных мер, способствующих сохранению эффективных рабочих мест, снижению социальной напряженности в коллективах, обеспечению содействия занятости и сдерживанию массового высвобождения работников, защите их трудовых прав.

            Взаимодействие социальных партнеров в этих условиях должно строиться на основе ряда принципов, прежде всего открытости и доступности информации, сбалансированности и обоснованности принятия решений, взаимной ответственности сторон, соотнесения согласованных мер с действиями социальных партнеров на региональном, территориальном и отраслевом уровнях социального диалога.

            Отсутствие антагонизма имеющихся в настоящее время противоречий между работодателем и наемным работником особенно актуально сегодня, в период экономического кризиса, когда обе стороны социального партнерства в одинаковой степени заинтересованы в наличии новых строительных объектов и четком выполнении заказчиками своих обязательств.

            Саморегулирование, наряду с действующей системой государственного контроля при возрождении общественного контроля профсоюзов, может поставить непреодолимую преграду на пути нарушений действующего законодательства, но только при наличии контроля со стороны федеральных органов власти и при их стремлении к снижению уровня производственного травматизма и ликвидации правового беспредела в нашем социальном государстве.

            Очевидна необходимость срочного принятия административных мер по контролю за соблюдением действующего законодательства о труде, ТК РФ и, прежде всего, обоснованных требований по созданию первичных профсоюзных организаций в каждой организации и на предприятии, назначению и обучению уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза без которых невозможно контролировать соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности ежедневно, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте, независимо от отрасли, к которой они относятся.

            Необходимость создания или, скорее, возрождения «Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организациях строительства и производства строительных материалов» на основе данного статьей 370 ТК РФ права осуществления общественного, профсоюзного, ежедневного контроля за соблюдением требований охраны труда без привлечения дополнительных средств, за счет профсоюзного бюджета, силами уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза продиктована требованием времени, равно, как и конституционным правом каждого гражданина на здоровые и безопасные условия труда, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно статьям 7 и 37 которой «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека... Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

            Профкомы, уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда, внештатные технические и правовые инспекторы труда, территориальные организации Профсоюза строителей России часто выполняют профилактическую роль. Не наказывают, а подсказывают, не инспектируют, а консультируют, не поучают, а обучают руководителей среднего звена. В рамках аудита помогая коллективам работать в рамках закона, избавляя работодателя от финансовых и административных воздействий инспектирующих и карающих организаций.

            Безусловно, деятельный, инициативный профком не всегда «удобен» работодателю: беспокоит, спорит, надоедает. Но ведь истина рождается именно в споре. Так пусть лучше она рождается в споре, в цивилизованном диалоге и социальном партнерстве, а не в классовой борьбе. Поэтому я обращаюсь с призывом ко всем работникам строительной отрасли: «Помогите Профсоюзу — Профсоюз поможет Вам!».

9.5. По словам работников, генеральный директор ЗАО «Сантехкомплект» А.П. Цвиркунов, будучи сам членом профсоюза, дал устное указание своим работникам написать заявления о выходе из профсоюза с 01.04.2009, вторично, как и в 2003 году, ликвидировав первичную профсоюзную организацию в своем трудовом коллективе, чтобы безнаказанно нарушать законодательство о труде и отправил всех работников в отпуск без сохранения заработной платы, вместо оплаты времени простоя. Подтвердить письменно наличие данных указаний работники ЗАО «Сантехкомплект» категорически отказались.

9.6. Изменения, соответствующие положениям пункта 1.7 «Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008-2010 годы», внесены в коллективные договоры только ООО «Фирма «Нижегородстрой», ОАО «АСПО-1», где 100% работающих являются членами профсоюза, а также ОАО «НижегородТИСИЗ» и ООО «Волго-Вятская строительная компания».

9.7. Следует признать, что есть немало серьезных недостатков и проблем, которые сдерживают развитие социального партнерства в отрасли не только на уровне работодатель-трудовой коллектив, но и на уровне социальных партнеров, подписавших «Областное отраслевое соглашение на 2008-2010 годы».

9.8. В нарушение действующего законодательства о труде (ТК РФ, ФОС 2008-2010, другие Соглашения) в подавляющем большинстве организаций и предприятий отрасли до сих пор не созданы первичные профсоюзные организации, вследствие чего возникают сложности при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а нарушение требований ТК РФ является неизбежным.

            В таких организациях не учитывается мнение трудовых коллективов, растет социальная напряженность, зачастую отсутствуют даже социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ.

9.9. Выборочной проверкой качества подготовки заключенных коллективных договоров выявлено в подавляющем большинстве случаев снижение уровня их гарантий и льгот по сравнению с ФОС 2008-2010, ТОС 2008-2010, другими Соглашениями, действующими на территории области, а в ряде случаев зафиксировано даже снижение гарантий коллективных договоров по сравнению с ТК РФ.

 

            Некоторые работодатели, в нарушение действующего законодательства о труде, считают, что «Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 – 2010 годы» и другие Соглашения, действующие в Нижегородской области, являющиеся правовыми нормативными актами, равно как и Мероприятия по их выполнению, носят рекомендательный характер, а значит их можно не выполнять, а коллективный договор, если работники не инициируют коллективные переговоры, можно и не заключать.

            Тем более, что проверить соблюдение работодателем законодательства о труде, включая вопросы соблюдения требований охраны труда на строящихся объектах и в цехах, во всех десяти тысячах организаций отрасли, зарегистрированных в Нижегородской области, имеющимися силами контролирующих органов (Государственной инспекции труда) практически абсолютно невозможно вследствие малочисленности их штатных работников!

            В настоящее время отменены «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 8.04.1994 № 30, равно, как и Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, в соответствии со статьей 25 которых эти «Рекомендации...» были разработаны. Остается только статья 370 ТК РФ.

(Примечание «Консультанта+»: Основы законодательства РФ об охране труда утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 17.07.1999 №181-ФЗ, который, в свою очередь, также утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Норма об уполномоченных лицах по охране труда содержится в статье 370 Трудового кодекса РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2002 года).

            В то же время, отсутствие в подавляющем большинстве строительных организаций первичных профсоюзных организаций, и, соответственно, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза, гарантирует работодателям возможность не обременять себя затратами на охрану труда и впредь безнаказанно убивать на производстве, как наших сограждан, так и рабочих-мигрантов, пользуясь отсутствием в своих организациях общественного контроля со стороны профсоюза, гарантированного статьей 370 ТК РФ.

            В целом качество выполнения сторонами ТОС 2008-2010 в 2010 году, как и в прошедших, 2008 и 2009 годах, а также результативность взаимодействия сторон по реализации других отраслевых соглашений, действующих на территории области, нельзя назвать удовлетворительным, и не только по причине мирового финансово-экономического кризиса.

            Подготовка данного вопроса для заслушивания на заседании Исполкома НОО Профсоюза производилась с участием и по согласованию с представителем рабочей группы Министерства строительства Нижегородской области.

            Учитывая, что безусловное выполнение каждым работодателем требований законодательства о труде является для каждого работодателя не правом, а его обязанностью,

ИСПОЛКОМ НОО ПРОФСОЮЗА СТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Приведенную выше аналитическую информацию о работе Министерства строительства Нижегородской области, НОО Профсоюза и Союза Нижегородских строителей по выполнению Областного отраслевого соглашения на 2008-2010 годы и о состоянии отраслевого социального партнерства в области - принять к сведению.

2. Разработать, согласовать, подписать и зарегистрировать в установленном порядке «Областное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Нижегородской области на 2011-2013 годы» между Министерством строительства Нижегородской области, Объединением работодателей «Союз Нижегородских строителей» и Нижегородской областной организацией Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации с учетом обязательств «Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 годы», а также «Соглашения между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций Профсоюзов «Облсовпроф» и объединениями работодателей Нижегородской области о взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2008-2010 годы» (с учетом «Дополнительного соглашения № 143-П/357/А-500 от 12 октября 2010 года» к «Соглашению... № 464-П/316/А-444 от 25 июля 2007 года») и «Соглашения между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций Профсоюзов «Облсовпроф» и объединениями работодателей по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2008-2010 годы» (С учетом «Дополнительного соглашения № 143-П/357/А-500 от 12 октября 2010 года» к «Соглашению... № 465-П/317/А-445 от 25 июля 2007 года») и других Соглашений регионального уровня, действующих на территории Нижегородской области.

3. Рассматривать ежегодно на своих заседаниях в декабре итоги выполнения Федерального отраслевого соглашения, Областного отраслевого соглашения нарастающим итогом и за очередной год.

4. Считая показателем эффективности социального партнерства и работы профсоюзных организаций достижение уровня договорного регулирования социально – трудовых отношений, предусмотренного Федеральным отраслевым соглашением и другими Соглашениями, действующими на территории области, учитывать влияние кризиса на финансово-экономическое положение организаций и предприятий отрасли в соответствии с «Рекомендациями по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса» при условии разработки конкретных антикризисных мер в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

5. Принять меры к более тесному взаимодействию НОО Профсоюза строителей России (председатель Киселев А.Н.) в сфере социального партнерства на базе Федерального отраслевого соглашения и Областного отраслевого соглашения с Министерством строительства Нижегородской области и Объединением работодателей «Союз Нижегородских строителей».

6. Просить Министерство строительства Нижегородской области в соответствии с пунктом 1.16.3. «Областного отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Нижегородской области на 2008-2010 годы» решить вопрос включения председателя НОО Профсоюза строителей России А.Н. Киселева в состав Коллегии Министерства, образованной согласно разделу 6 Положения о Министерстве строительства Нижегородской области.

7. В рамках «обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» (ст.2 ТК РФ), реализации «права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений» (ст. 370 ТК РФ) предложить руководителям строительных организаций и предприятий области:

7.1. Выполнять в полном объеме требования действующего законодательства о труде, включая обязательства Соглашений, действующих на территории Нижегородской области и являющихся согласно статье 45 ТК РФ правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения на территории области. При этом учитывать влияние кризиса на финансово-экономическое положение организации (предприятия) в соответствии с «Рекомендациями по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса» при условии разработки конкретных антикризисных мер в сфере регулирования социально-трудовых отношений в трудовом коллективе.

7.2. Провести совместную работу с профкомом по внесению изменений в коллективные договоры организаций, с целью закрепления в них реальных условий (норм), учитывающих влияние кризиса на финансово-экономическое положение организации (предприятия) в соответствии с «Рекомендациями по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса» при условии разработки конкретных антикризисных мер в сфере регулирования социально-трудовых отношений в трудовом коллективе.

7.3. При отсутствии коллективного договора – срочно разработать его и заключить с первичной профсоюзной организацией Профсоюза строителей России, имея в виду, что в сложившейся правовой ситуации, при отсутствии первичной профсоюзной организации – неизбежно имеет место нарушение работодателем действующего законодательства о труде, а «Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации», являющееся сводным нормативным правовым актом, имеет прямое действие, в том числе и при отсутствии первичной профсоюзной организации.

7.4. Исходя из важности внедрения «Концепции управления охраной труда» в связи с необходимостью эффективного решения вопросов охраны труда в строительстве и снижения производственного травматизма в отрасли, предложить подготовить и утвердить по согласованию с председателем НОО Профсоюза строителей России А.Н. Киселевым в каждой организации и на предприятии отрасли «План мероприятий по управлению охраной труда и снижению уровня производственного травматизма в организации (на предприятии)».

8. Председателям первичных организаций Профсоюза совместно с представителями работодателя:

8.1. Избрать в каждом подразделении организации, бригаде уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза и представить их списки и контактные телефоны в НОО Профсоюза до 01.07.2011.

8.2. Добиться организации работодателем систематического обучения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза на курсах в Учебно-методическом центре НОООП «Облсовпроф».

8.3. Не реже одного раза в год заслушивать на конференциях трудовых коллективов, профсоюзных собраниях, а на заседаниях профкомов – ежеквартально, ответственных лиц работодателя и профкома за выполнение каждого раздела коллективного договора, принимая решения по обсуждаемым вопросам, назначать конкретные даты устранения замечаний и нарушений, а также ответственных за это лиц.

8.4. Чаще пользоваться Интернетом по адресу: WWW.STROP-RF.RU , где опубликовано «Федеральное отраслевое соглашение», газета «Российский строитель», «скачивать» для ознакомления трудового коллектива и размещения на профсоюзном стенде другие материалы ЦК Профсоюза строителей России.

 

 

 

 

Председатель НОО Профсоюза работников строительства

и промышленности строительных материалов РФ                                                    А.Н. Киселев

 


Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0