Новости
Профсоюз ТВ

Постановление о соблюдении трудового законодательства в организациях отрасли

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

И С П О Л К О М

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

_________________________________________________________________________________

22.12.2010г.                                                                                                                             №2              

  О соблюдении трудового законодательства в организациях отрасли

 

  Согласно ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, однако мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при отсутствии первички не учитывается в ряде случаев, когда требуется учет мнения исключительно «выборного органа первичной профсоюзной организации», а не «иного представителя трудового коллектива».

   Руководители организаций и предприятий, где не созданы первичные профсоюзные организации, фактически работают, не имея локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. То есть систематически нарушают действующее законодательство о труде, ТК РФ и незаконно осуществляют свою деятельность.

   К такой организации - нарушителю законодательства Российской Федерации о труде Прокуратурой и Государственной инспекцией труда могут быть применены штрафные санкции.

Саморегулирование, наряду с действующей системой государственного контроля при возрождении общественного контроля профсоюзов, может поставить непреодолимую преграду на пути нарушений действующего законодательства, но только при наличии контроля со стороны федеральных органов власти и при их стремлении к снижению уровня производственного травматизма и ликвидации правового нигилизма в стране.

   Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются требования и условия осуществления деятельности саморегулируемых организаций в строительстве.

  Согласно пункту 4 статьи 555 Закона №148-ФЗ, документы СРО не должны противоречить требованиям законодательства РФ.

   Организации, не выполняющие Соглашения, как федерального, так и регионального уровней социального партнерства, являющиеся согласно статье 45 ТК РФ правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, нарушают, в частности, требования раздела «Охрана труда», что квалифицируется как нарушение действующего законодательства о труде и может повлечь за собой применение санкций к строительной организации в виде отказа такой организации в возможности получения свидетельства о допуске к видам работ до момента ликвидации нарушений, а при игнорировании предписаний СРО – исключение из СРО.

  В случае отсутствия первичной профсоюзной организации, в соответствии с требованиями Федерального закона № 148-ФЗ организация — нарушитель законодательства РФ должна быть подвергнута санкциям со стороны СРО, вплоть до исключения из состава членов СРО, как и сама СРО, не потребовавшая соблюдения требований законодательства, может быть подвергнута наказанию со стороны Ростехнадзора в соответствии со статьей 5519 Федерального закона № 148-ФЗ.

Некоторые работодатели, в нарушение действующего законодательства о труде, считают, что «Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 – 2010 годы» и другие Соглашения, действующие в Нижегородской области, являющиеся правовыми нормативными актами, равно как и Мероприятия по их выполнению, носят рекомендательный характер, а значит их можно не выполнять, а коллективный договор, если работники не инициируют коллективные переговоры, можно и не заключать.

  Тем более, что проверить соблюдение работодателем законодательства о труде, включая вопросы соблюдения требований охраны труда на строящихся объектах и в цехах, во всех десяти тысячах организаций отрасли, зарегистрированных в Нижегородской области, имеющимися силами контролирующих органов (Государственной инспекции труда) практически абсолютно невозможно вследствие малочисленности их штатных работников!

  В настоящее время отменены «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 8.04.1994 № 30, равно, как и Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, в соответствии со статьей 25 которых эти «Рекомендации...» были разработаны. Остается только статья 370 ТК РФ.

(Примечание «Консультанта+»: Основы законодательства РФ об охране труда утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 17.07.1999 №181-ФЗ, который, в свою очередь, также утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Норма об уполномоченных лицах по охране труда содержится в статье 370 Трудового кодекса РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2002 года).

  В то же время, отсутствие в подавляющем большинстве строительных организаций первичных профсоюзных организаций, и, соответственно, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза, гарантирует работодателям возможность не обременять себя затратами на охрану труда и впредь безнаказанно убивать на производстве, как наших сограждан, так и рабочих-мигрантов, пользуясь отсутствием в своих организациях общественного контроля со стороны профсоюза, гарантированного статьей 370 ТК РФ.

  В течение всего периода кризиса в 2008-2010 годах имели место нарушения законодательства о труде в большинстве организаций и предприятий отрасли. Во всех организациях строительного комплекса области в той или иной степени нарушались сроки выплаты заработной платы; время простоя оплачивалось в размере двух третей тарифной ставки (оклада), а не среднего размера заработной платы работника.

  Многие организации, предприятия и их структурные подразделения были переведены на работу в режиме сокращенного рабочего времени или сокращенной рабочей недели; работники после разъяснений и уговоров представителями работодателя, а в ряде случаев - под угрозой увольнения, были отправлены в административные отпуска «по инициативе работника» вместо оплаты простоя, якобы «для сохранения трудового коллектива».

  Практически во всех организациях строительного комплекса области в той или иной степени нарушались сроки выплаты заработной платы; время простоя оплачивалось в размере двух третей тарифной ставки (оклада), а не среднего размера заработной платы работника.

  Отсутствие письменных жалоб работников о задержке выплаты заработной платы и категорический отказ председателей профкомов от официальных обращений в НОО Профсоюза по фактам нарушений работодателями законодательства о труде, вследствие боязни репрессивных мер со стороны работодателя, препятствуют обращению председателя НОО Профсоюза строителей России в Государственную инспекцию труда и в Прокуратуру, с которыми имеются Соглашения о взаимодействии, подписанные сторонами.

По словам работников, генеральный директор ЗАО «Сантехкомплект» А.П. Цвиркунов, будучи сам членом профсоюза, дал устное указание своим работникам написать заявления о выходе из профсоюза с 01.04.2009, вторично, как и в 2003 году, ликвидировав первичную профсоюзную организацию в своем трудовом коллективе, чтобы безнаказанно нарушать законодательство о труде и отправил всех работников в отпуск без сохранения заработной платы, вместо оплаты времени простоя. Подтвердить письменно наличие данных указаний работники ЗАО «Сантехкомплект» категорически отказались, боясь быть уволенными вследствие репрессий работодателя.

  С целью защиты членов отраслевого Профсоюза, одобрив «План Правительства Нижегородской области по переходу к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики на 2010-2012 годы», Исполком НОО Профсоюза строителей России принял постановление от 31.03.2010 (Протокол №21), согласно которому активно участвует в выполнении мероприятий по пунктам 1.4 и 1.6 третьего раздела Плана.

  Для реализации «Плана Правительства...» организован консультационный пункт по разъяснению членам профсоюза требований законодательства РФ о труде и предувольнительных консультаций членов профсоюза при НОО Профсоюза строителей России по адресу 603005, Н. Новгород, ул Алексеевская, дом 26 офис 01А в очном (на личном приеме) и заочном (по телефону (831)428-24-86) режимах.

  При НОО Профсоюза строителей России организована ежедневная телефонная «горячая линия» для членов отраслевого профсоюза по телефону (831)428-24-86.

  Председатель и главный бухгалтер НОО Профсоюза строителей России готовы принимать по факсу (831)428-24-86 сообщения председателей отраслевых первичных профсоюзных организаций и рядовых членов профсоюза (кроме анонимных обращений) о нарушении законодательства о труде работодателями.

  Однако, вследствие боязни и пассивности подавляющей части работников, эффективность такой работы сравнительно невелика.

  В то же время, председатели первичных профсоюзных организаций и рядовые члены профсоюза, обратившиеся в НОО Профсоюза строителей России за консультацией о соблюдении в их трудовых коллективах ТК РФ при введении и отмене режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, при увольнении по сокращению численности или штата работников организации, увольнении по другим основаниям, по вопросам льготного пенсионного обеспечения и о возможности согласования тех или иных локальных нормативных актов в период экономического кризиса, получают квалифицированные консультации по вопросам трудового права от председателя НОО Профсоюза.

  Информационно-методическую помощь первичным организациям по правовым вопросам осуществляет, прежде всего, НОО Профсоюза. Это происходит на семинарах по различным вопросам профсоюзной работы, рассылкой актуальных материалов по почте, а также путем распространения соответствующей информации в электронном виде.

  НОО Профсоюза предложена, разработана, принята на заседании Исполкома НОО Профсоюза 29.09.2010 (Протокол № 1), озвучена 26.10.2010 в Москве, перед делегатами Всероссийского, V Съезда Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации и на совещаниях с работодателями, в т.ч. по вопросам охраны труда «Декларация необходимости соблюдения требований законодательства РФ о труде при переходе на саморегулирование в строительстве и общественного контроля в сфере охраны труда».

НОО Профсоюза регулярно оказывает практическую помощь организациям отрасли при разработке, заключении, регистрации и реализации коллективных договоров, а также в других случаях при обращении представителей работодателя и членов профсоюза в случае не урегулированных в ходе коллективных переговоров разногласий.

  В 2009 -2010 годах НОО Профсоюза по запросу ЦК Профсоюза строителей России регулярно проводит мониторинг ситуации в отрасли и ежемесячно направляет в ЦК «Информацию о действиях работодателей и Профсоюза в условиях финансового кризиса и оптимизации производства в организациях строительства и промстройматериалов».

Трудовой кодекс РФ и законодательство о профсоюзах в настоящее время предоставляют широкие возможности для контроля со стороны первичных профсоюзных организаций отрасли за соблюдением на предприятиях и в организациях норм трудового законодательства РФ.

  В то же время, НОО профсоюза строителей России отмечает, что в большинстве организаций отрасли формы профсоюзного контроля сводятся к обсуждению назревших вопросов на заседаниях профкома, на профсоюзных собраниях, а также к прямым контактам председателя профкома с администрацией предприятия при ведении коллективных переговоров по разработке и заключению коллективного договора.

Важной формой контроля за соблюдением трудового законодательства со стороны профкомов является контроль выполнения мероприятий коллективного договора. Здесь необходимо отметить, что ведется он недостаточно систематически и недостаточно гласно. В большинстве организаций и предприятий данный контроль осуществляется только в рабочем порядке.

Такие формы как регулярное заслушивание вопроса выполнения мероприятий коллективных договоров на расширенных заседаниях профкома, профсоюзных собраниях и конференциях трудовых коллективов с участием представителей работодателя, используются пока явно недостаточно. В то же время, серьезных конфликтов с работодателями по фактам невыполнения мероприятий коллективных договоров и по поводу внесения в них изменений в ходе коллективных переговоров не было.

Одним из важных каналов информирования работников о положении дел в профсоюзной организации, в том числе и о вопросах, связанных с профсоюзным контролем за соблюдением трудового законодательства, должен быть профсоюзный информационный стенд. Однако, профсоюзные стенды имеются далеко не во всех профсоюзных организациях.

В организациях и на предприятиях, где есть профсоюзные стенды, их возможности используются явно недостаточно. В частности, не хватает необходимой для работников правовой информации, в том числе, касающейся контроля за соблюдением трудового законодательства.

Крайне неудовлетворительно используют председатели профкомов возможности обучения и повышения своей правовой грамотности на профсоюзных курсах УМЦ НОООП «Облсовпроф».

Очевидна необходимость срочного принятия органами власти на федеральном уровне административных мер по контролю за соблюдением действующего законодательства о труде, ТК РФ и обоснованных требований по созданию первичных профсоюзных организаций в каждой организации и на предприятии, назначению и обучению уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза без которых невозможно контролировать соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности ежедневно, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте, независимо от отрасли, к которой они относятся.

Необходимость возрождения «Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организациях строительства и производства строительных материалов» на основе данного статьей 370 ТК РФ права осуществления общественного, профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда без привлечения дополнительных средств, за счет профсоюзного бюджета, силами уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза продиктована требованием времени, равно, как и конституционным правом каждого гражданина на здоровые и безопасные условия труда.

Ведь согласно статьям 7 и 37 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека... Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

 

ИСПОЛКОМ НОО ПРОФСОЮЗА СТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Отметить недостаточную активность председателей профсоюзных комитетов организаций и предприятий отрасли по контролю за соблюдением законодательства о труде.

2. Обратить внимание председателей профсоюзных комитетов на то, что наличие качественного коллективного договора на предприятии и действенный регулярный профсоюзный контроль выполнения его мероприятий является основой профсоюзного контроля соблюдения работодателями трудового законодательства и законодательства о профсоюзах.

3. Председателям профсоюзных комитетов и профсоюзным активистам:

3.1. Проанализировать, сложившуюся на предприятиях ситуацию по контролю за соблюдением трудового законодательства РФ.

3.2. Принять более активное участие во всех направлениях работы, связанной с осуществлением профсоюзного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства РФ в соответствии со статьей 370 ТК РФ.

3.3. Проявлять собственную инициативу и активизировать профсоюзный контроль за соблюдением работодателями норм трудового права и законодательства о профсоюзах. Более инициативно использовать в этих целях права, предоставленные законодательными нормами, содержащимися в главе 58 ТК РФ.

3.4. Разъяснить работодателю, что на основании статьи 82 ТК РФ и пункта 3.4. Федерального отраслевого соглашения на 2008-2010 годы, критериями массового увольнения работников считается сокращение численности или штата работников предприятия на уровне 10% от общей численности работников в организации.

3.5. Не давать согласия на увольнение по сокращению численности или штата работников, если не приняты меры по их переустройству или переобучению.

3.6. В случае необходимости обращаться в органы прокуратуры и Государственную инспекцию труда в целях взаимодействия и организации совместных проверок соблюдения трудового законодательства.

3.7. Добиваться от работодателей предоставления информации о социально-экономическом положении организации, руководствуясь ст. 53 ТК РФ «Основные формы участия работников в управлении организацией».

3.8. В обязательном порядке обновить (изготовить) информационные стенды профсоюза и использовать их для информирования трудового коллектива о ходе выполнения мероприятий коллективного договора.

3.9. Считать своей важнейшей тактической задачей мотивацию увеличения численности членов профсоюза.

4. Предложить работодателям:

6.1. Разработать план мероприятий по снижению социальной напряженности в организации и сохранению рабочих кадров – членов профсоюза (там, где данные мероприятия до сих пор не разработаны).

6.2. Не допускать снижения уровня оплаты труда и социальных гарантий членов профсоюза, действующих на данный период в организациях отрасли.

6.3. Пересмотреть и установить заработную плату руководящих работников не выше 4 - 5 кратной величины средней заработной платы по организации (П. 2.13. Федерального отраслевого соглашения).

6.4. Ограничить выплаты по дивидендам.

6.5. В случае необходимости сокращения численности или штата работников использовать следующие варианты:

6.5.1. Предоставление очередных отпусков работникам, не использовавшим их за предыдущий период или текущий год.

6.5.2. Переход на работу на условиях неполного рабочего времени.

6.5.3. Предоставлять отпуска работникам без сохранения заработной платы только в добровольном порядке, по просьбе работника.

6.6. Приостановить финансовые операции по приобретению недвижимости, дорогостоящих автомобилей, машин, механизмов, оборудования, акций других компаний, мебели, производства дорогостоящих ремонтов, не вызванных производственной необходимостью.

6.7. Отказаться от приема новых работников.

6.8. Высвобождаемым работникам предоставить за счет предприятия возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь период обучения.

6.9. При увольнении по сокращению численности или штата работников предпенсионного возраста, оформлять их досрочный выход на пенсию за счет средств предприятия (П. 3.6. Федерального отраслевого соглашения).

6.10. Предоставлять работникам, предупрежденным об увольнении по сокращению численности или штата, по их желанию один день в неделю с сохранением средней заработной платы для поиска новой работы.

 

 

 

 

Председатель Нижегородской областной

организации Профсоюза строителей России                                                         

   А.Н. Киселев