Новости
Профсоюз ТВ

Управление охраной труда

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

И С П О Л К О М

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

              ___________________________________________________________

17.09.2008 г. № 15

О «Концепции управления охраной труда»

 

Заслушав и обсудив аналитическое сообщение председателя Нижегородской областной организации Профсоюза строителей России А.Н. Киселева «О Концепции необходимости общественного контроля в системах управления охраной труда на предприятиях и в организациях строительства и в других отраслях на территории Нижегородской области и Российской Федерации», ИСПОЛКОМ НОО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМСТРОЙМАТЕРИАЛОВ РФ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить предложенную «Концепцию необходимости общественного контроля в системах управления охраной труда на предприятиях и в организациях строительства и в других отраслях на территории Нижегородской области и Российской Федерации» (прилагается).

2. Поручить председателю НОО Профсоюза строителей России А.Н. Киселеву довести данную «Концепцию...» до сведения участников Совещания – семинара «О системах управления охраной труда и промышленной безопасностью в организациях строительства и производства строительных материалов», который состоится 08.10.2008.

3. Ознакомить председателя Профсоюза строителей России Б.А. Сошенко, председателя НОООП «Облсовпроф» С.Г. Некрасова и Представителя ФНПР в ПФО, Секретаря ФНПР В.М. Трубникова с данной «Концепцией необходимости общественного контроля в системах управления охраной труда на предприятиях и в организациях строительства и в других отраслях на территории Нижегородской области и Российской Федерации» с целью рассмотреть возможность ее использования для снижения уровня производственного травматизма в строительстве и в других отраслях.

Председатель НОО Профсоюза работников

строительства и промстройматериалов РФ А.Н. Киселев

КОНЦЕПЦИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА И В ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ

НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. Общие положения

1. Настоящая «Концепция необходимости общественного контроля в системах управления охраной труда на предприятиях и в организациях строительства и в других отраслях на территории Нижегородской области и Российской Федерации» (далее: Концепция) разработана в соответствии со статьями 6, 7, 37 Конституции Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, согласно требованиям Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), на основании Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее: Федеральный закон от 22.07.2008 №148-ФЗ), которым устанавливаются требования и условия осуществления деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли.

2. Согласно пункту 4 статьи 555 Федерального закона от 22.07.2008 №148-ФЗ, документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации.

II. Предлагаемый алгоритм анализа сравнительного уровня травматизма

В 2007 году по причинам, связанным с нарушениями правил охраны труда в строительной отрасли только в Нижегородской области погибли 23 человека из 35 тысяч активно работающих.

В восьмидесятые годы прошлого века численность работающих в организациях области, состоящих на учете Горьковском обкоме профсоюза рабочих строительства и промстройматериалов, составляла 120 тысяч человек.

Из них ежегодно по тем же причинам погибало в Горьковской области от 20 до 28 человек.

Посредством простого интерполирования можно подсчитать и сделать вывод, что 23 человека, погибших в области в 2007 году, соответствуют сотне работников, погибших на своих рабочих местах в восьмидесятые годы.

Анализ динамики производственного травматизма со смертельным исходом в строительстве в настоящее время по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века можно также провести, воспользовавшись показателем удельной величины смертности в отрасли в расчете на миллион тонн годового расхода цемента.

Аналогичный анализ травматизма в отрасли на территории всей Российской Федерации может быть проведен, исходя из численности погибших в 2007 году около 1200 человек.

Сегодня СМИ всех уровней муссируют необходимость реализации Федеральной программы по снижению смертности и травматизма вследствие ДТП, приводя цифру потерь в 35 тысяч погибших на дорогах России в 2007 году.

В то же время, остается практически не озвученной цифра травматизма со смертельным исходом от производственных факторов, равная за тот же период шести тысячам жизней россиян.

Однако, если проанализировать эти же данные статистики в динамике, в удельных показателях на десять тысяч машин и, например, на десять миллионов ВВП в сопоставимых ценах, очищенных от инфляции, по годам: в восьмидесятые, девяностые, двухтысячные годы, построив соответствующие диаграммы с помощью компьютера или вручную, мы получим картину человеческих потерь от производственного травматизма в России, более ужасающую, чем от ДТП.

III. Предпосылки разработки Концепции

Рассуждая о причинах роста травматизма в строительстве в расчете на тысячу работающих, можно говорить о низкой квалификации рабочих, об отсутствии профильного образования и опыта работы в строительстве, об ответственности работодателей, стремящихся любыми путями минимизировать свои затраты на производство строительно-монтажных работ и сэкономить на здоровье и даже жизнях своих работников.

Причина грубых нарушений в сфере охраны труда, на наших строительных площадках состоит в том, что за годы развала экономики утрачены навыки применения существовавшей в восьмидесятые годы «Системы управления охраной труда», сокращенно – СУОТ.

Сданы в макулатуру, пылятся в архивах невостребованными руководителями организаций отрасли альбомы с чертежами инвентарных ограждений, опалубки, тары, грузозахватных приспособлений над разработкой которых трудились десятки трестов «Оргтехстрой» на всей территории СССР, чьи разработки внедрялись в подавляющем большинстве строительных организаций и реально применялись на строительных объектах.

Сегодня стало нормой, что проемы не ограждаются на любой отметке строящегося здания.

На каждом объекте можно наглядно показать, к чему приводит нежелание исполнять требования законодательства о труде, ТК РФ, охраны труда, техники безопасности, стремление сэкономить на здоровье, безопасности и жизни наемных работников, благополучии их семьи, детей.

IV. Общественный контроль профсоюза в едином комплексе с мерами воздействия Государственной инспекции труда на нарушителей

При существующей государственной системе инспектирования отсутствует физическая возможность эффективного контроля соблюдения требований охраны труда не только во всех одиннадцати тысячах организаций и предприятий отрасли, зарегистрированных на территории Нижегородской области, но даже в коллективах полутора тысяч самых активных участников строительного рынка области.

При этом Государственная инспекция труда обладает целым арсеналом мер воздействия на нарушителей и профилактики травматизма, при умелом применении которых по фактам нарушений, выявленных техническими инспекторами труда профсоюза, а также уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза по охране труда, эффективность совместной работы по охране труда и профилактике травматизма может быть существенно повышена.

Необходим комплексный, государственно-общественный подход к контролю требований охраны труда, особенно в строительстве, при большой протяженности и разбросанности объектов, работе вахтовым методом и в длительных командировках.

Нельзя не согласиться с нашим Президентом Д.А. Медведевым, что надо до минимума сократить количество проверок, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, мешающих его развитию, а повторные проверки проводить не чаще, чем раз в три года.

В то же время, можно успешно вести постоянный, ежедневный общественный контроль силами самих работников – профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда на каждом предприятии и в организации, опираясь на действующее законодательство о труде, прежде всего - на ТК РФ и, в частности, на статью 370, в соответствии с которой: «Профессиональные союзы имеют право контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений», а «Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах».

Для осуществления общественного, профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цеху, в бригаде, на каждом рабочем месте, естественно при значительной численности членов профсоюза среди работающих, будет задействован только профсоюзный бюджет и не нужны никакие финансовые вливания извне.

Очевидна целесообразность совместного, в рамках социального партнерства, принятия срочных административных мер по контролю за соблюдением действующего законодательства о труде, ТК РФ и, прежде всего, обоснованных требований по созданию первичных профсоюзных организаций в каждой организации и на предприятии, назначению и обучению уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда, без которых невозможно контролировать соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности регулярно, практически ежедневно, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте.

V. Не имея первичной профсоюзной организации каждый работодатель вынужден нарушать ТК РФ

Все работодатели, физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, состоящие в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками, обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ).

Согласно ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ «Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов» порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, однако мнение выборного органа первичной профсоюзной организации зачастую не учитывается:

·         при привлечении работников к сверхурочным работам (ч. 4 ст. 99 ТК РФ);

·         к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 113 ТК РФ);

·         при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда для работников (абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

·         при утверждении порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);

·         при увеличении продолжительности вахты (ч. 2 ст. 299 ТК РФ);

·         при утверждении графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ) и в целом ряде других случаев, оговоренных ТК РФ, когда требуется учет мнения исключительно «выборного органа первичной профсоюзной организации», а не «представителя трудового коллектива».

Таким образом, руководители организаций и предприятий, в частности строительной отрасли, где не созданы первичные профсоюзные организации, нарушают действующее законодательство о труде, ТК РФ и фактически работают, не имея перечисленных локальных нормативных актов, то есть незаконно осуществляют свою деятельность.

Отсутствие у любой организации заключенного, качественного коллективного договора, зарегистрированного в установленном порядке, важнейшего правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения в организации (ст. 40 ТК РФ), с учетом того, что ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора в порядке, установленном ТК РФ, где разъяснены возможности социального партнерства и социального развития коллектива, являются обязанностью работодателя (ст. 22, 35 ТК РФ), а раздел «Охрана труда» является неотъемлемой частью каждого коллективного договора, служит достаточным доказательством того, что работодатель не занимается решением вопросов социального развития трудового коллектива и охраны труда.

VI. Саморегулирование ставит преграду на пути нарушений законодательства

В соответствии со статьей 551 Федерального закона РФ от 22.07.2008 №148-ФЗ:

1. Основными целями саморегулируемых организаций является предупреждение причинения вреда, в частности, жизни или здоровью физических лиц, а также повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка, утверждение и контроль соблюдения:

·         требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

·         правил контроля в области саморегулирования;

·         документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации за несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, технических регламентов, стандартов безопасности строительства и правил саморегулирования.

Значительная часть работодателей систематически нарушает ТК РФ, чем ставит вне закона осуществление деятельности своей организации, предприятия, в целом и лишается права на получение лицензии, а также на получение свидетельства о допуске к виду работ от любой саморегулируемой организации до устранения выявленных нарушений законодательства, как нарушитель пункта 4 статьи 555 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ.

Нарушитель может быть лишен права на получение свидетельства о допуске к виду работ от саморегулируемой организации до устранения выявленных нарушений законодательства, как нарушивший пункт 4 статьи 555 Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ, который гласит, что документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, а значит и «Требования к организации...» при вступлении в любую саморегулируемую организацию, а также при выдаче свидетельства о допуске к видам работ, влияющим на безопасность строительства не могут противоречить требованиям законодательства.

Таким образом, находясь в составе саморегулируемой организации, организация – нарушитель законодательства о труде должна получить предписание об устранении нарушений ТК РФ и требований охраны труда.

За нарушение законодательства о труде организация должна быть подвергнута также соответствующим санкциям со стороны саморегулируемой организации, вплоть до исключения из состава членов саморегулируемой организации, как и сама саморегулируемая организация со стороны органа надзора за саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 5519 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ.

Как показал проведенный опрос, в трудовых коллективах подавляющего большинства организаций, особенно малого и среднего бизнеса, где не созданы первичные профсоюзные организации, работники не только не ознакомлены с содержанием обязательств сторон «Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 – 1010 годы», равно, как и других Соглашений, действующих на территории региона, но даже не знают о их существовании.

В таких организациях, как правило отсутствует коллективный договор, неотъемлемой частью которого, как и действующих трехсторонних тарифных соглашений, является раздел «Охрана труда».

VII. Выполнение соглашений способствует снижению травматизма

Организации, не выполняющие Соглашения, как федерального, так и регионального уровней социального партнерства, являющиеся согласно статье 45 ТК РФ правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, действующие на территории области, нарушают, в частности, требования раздела «Охрана труда», что квалифицируется как нарушение действующего законодательства о труде и может повлечь за собой применение санкций к строительной организации в виде приостановления действия лицензии, ограничения такой организации в возможности получения свидетельства о допуске к работе до момента ликвидации нарушений конкретных обязательств соглашений, а при игнорировании лицензиатом предписаний лицензирующего органа или саморегулируемой организации – аннулирование ранее выданной лицензии или исключение из состава членов саморегулируемой организации.

Действие лицензии или допуска к работе может быть приостановлено до устранения организацией конкретных нарушений, указанных в акте проверки, а в случае злостного нарушения действующего законодательства о труде, включая игнорирование требований охраны труда и положений действующих на территории Нижегородской области Соглашений, уклонения соискателя допуска от выполнения обусловленных Соглашениями мероприятий – лицензия может быть аннулирована.

В соответствии с трехсторонним «Соглашением между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф» и объединениями работодателей Нижегородской области на 2008-2010 годы»:

«Стороны совместно:

5.1. Проводят целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.

Правительство:

5.5. …Осуществляет Государственную экспертизу условий труда работающих.

5.6. Организует обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Нижегородской области, а также отдельных категорий застрахованных в соответствии с действующим законодательством.

Работодатели:

5.9. Обеспечивают реализацию мероприятий по охране труда, предусматривая их необходимое финансирование.

5.11. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в соответствии с действующим законодательством.

5.14. Предусматривают совместно с Профсоюзами в коллективных договорах и соглашениях гарантии, обеспечивающие уполномоченным лицам и комиссиям по охране труда выполнение возложенных на них обязанностей.

Профсоюзы:

5.21. Добиваются включения и реализации мероприятий по охране труда в коллективные договоры организаций Нижегородской области и соглашения различного уровня.

5.22. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда».

Исполнение всеми сторонами Соглашений своих обязательств и Мероприятий по их выполнению, является существенным подспорьем как в работе Государственной инспекции труда, так и в решении проблемы производственного травматизма в целом.

В то же время, отсутствие первичных профсоюзных организаций делает невозможным исполнение целого ряда конкретных обязательств Соглашений, в том числе и перечисленных выше, профсоюзной стороной социального партнерства.

VIII. Эффективность общественного профсоюзного контроля

В организациях строительной отрасли, где работают уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда, где созданы первичные профсоюзные организации, несчастных случаев со смертельным исходом на рабочих местах в Нижегородской области не было не только в 2006 и 2007 годах, но и в текущем, 2008, году.

Очевидна необходимость срочного принятия мер, в том числе и административного характера, по контролю за соблюдением действующего законодательства о труде, ТК РФ и, прежде всего, обоснованных требований по созданию первичных профсоюзных организаций в каждой организации и на предприятии, назначению и обучению уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза без которых невозможно контролировать соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности ежедневно, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте, независимо от отрасли, к которой они относятся.

IX. Этапы и методы реализации Концепции

9.1. Исходя из требований Федерального закона от 22.07.2008 №148-ФЗ к саморегулированию сторонам социального партнерства по инициативе профсоюзной стороны:

1-й этап. Предлагается инициировать заключение рамочного соглашения на федеральном уровне о содействии снижению уровня производственного травматизма между Органом надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, Профсоюзом строителей России и Национальным объединением саморегулируемых организаций (или Российским Союзом Строителей).

2-й этап. Заключить трехстороннее соглашение на территориальном уровне о совместной деятельности по снижению уровня производственного травматизма в организациях отрасли между Территориальным органом надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, Нижегородской областной организацией Профсоюза строителей России и Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация Нижегородских строителей» (НП «СОНС»), включая возможное софинансирование НОО Профсоюза и НП «СОНС» при недостаточной численности членов профсоюза в первичных профсоюзных организациях.

3-й этап. Используя весь спектр мотивационных мер, сочетая их с мерами административного воздействия на работодателей, как на федеральном, так и на региональном уровнях, исходя из требований законодательства и в полном соответствии с ним, добиваться создания первичек в каждой организации и на предприятии, независимо от их отраслевой принадлежности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.

От роста количества первичных профсоюзных организаций и численности членов профсоюза в значительной степени зависит возможность снижения уровня производственного травматизма.

4-й этап. В ходе реализации задачи роста численности членов профсоюза (при наличии финансовой возможности) предусмотреть в штатном расписании территориальной организации профсоюза должности технических инспекторов труда профсоюза и главного технического инспектора труда профсоюза.

9.2. Параллельно с реализацией изложенных этапов реализации Концепции, территориальной организации отраслевого профсоюза предлагается проводить активную работу по снижению уровня производственного травматизма путем внедрения «Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организациях строительства и производства строительных материалов» на основе данного статьей 370 ТК РФ права осуществления общественного, профсоюзного, ежедневного контроля за соблюдением требований охраны труда посредством расширения профсоюзного влияния и создания новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах организаций отрасли, для чего:

9.2.1. Регулярно (еженедельно) получать свежую конкретную информацию от территориального совета профсоюзов о тяжелых, групповых несчастных случаях и случаях со смертельным исходом, произошедших в организациях отрасли, особенно малого и среднего бизнеса;

9.2.2. Получив информацию о наличии серьезного нарушения требований охраны труда, выехать совместно с представителем территориального совета профсоюзов (или самостоятельно) в организацию отрасли, где отсутствует первичная профсоюзная организация для встречи с работодателем;

9.2.3. Представитель регионального отраслевого профсоюза разъясняет работодателю необходимость создания и преимущества наличия в трудовом коллективе первичной профсоюзной организации, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда и предлагает ему оказать содействие в организации первички;

9.2.4. Добившись согласия работодателя о содействии, представитель регионального отраслевого профсоюза по согласованию с работодателем назначает дату и время проведения организационного собрания трудового коллектива;

9.2.5. Представитель регионального отраслевого профсоюза обсуждает с представителями трудового коллектива кандидатуры председателя первичной профсоюзной организации, членов профсоюзного комитета, в том числе кандидатуру председателя комиссии профкома по охране труда, разъясняет положения Устава профсоюза и, при необходимости, участвует в организационном собрании, по результатам которого вновь созданная первичная профсоюзная организация ставится на учет в территориальной организации профсоюза.

9.2.6. Производится обучение председателя комиссии профкома по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда в каждой первичной профсоюзной организации за счет средств социального страхования.

X. Заключительные положения Концепции

Таким образом, в соответствии с изложенной «Концепцией необходимости общественного контроля в системах управления охраной труда на предприятиях и в организациях строительства и в других отраслях на территории Нижегородской области и Российской Федерации», даже при существующем правовом беспределе в сфере социально-трудовых отношений, у Российских профсоюзов есть рычаги ежедневного, на каждом рабочем месте воздействия на особо злостных нарушителей требований охраны труда и техники безопасности, и не только в строительстве, но и во всех других отраслях при условии административного решения вопроса обязательности наличия первичной профсоюзной организации на каждом предприятии и в организации, особенно малого и среднего бизнеса.

Необходимость создания или, скорее, возрождения «Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организациях строительства и производства строительных материалов» на основе данного статьей 370 ТК РФ права осуществления общественного, профсоюзного, ежедневного контроля за соблюдением требований охраны труда без привлечения дополнительных средств, за счет профсоюзного бюджета, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте, независимо от отрасли, к которой они относятся, продиктована требованием времени, равно, как и конституционным правом каждого гражданина на здоровые и безопасные условия труда, в соответствии Конституцией Российской Федерации, согласно статьям 7 и 37 которой «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

 

Данная «Концепция необходимости общественного контроля в системах управления охраной труда на предприятиях и в организациях строительства и в других отраслях на территории Нижегородской области и Российской Федерации» представлена председателем Нижегородской областной организации Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации А.Н. Киселевым.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Концепции

Примерные «Требования к организации при вступлении в СРО...», предложенные НОО Профсоюза строителей России для рассмотрения на : 


                           УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВЛЕНИЯ СРО

                                              «_______»___________________2008 г.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В САМОРЕГУЛИРУЕМУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ДОПУСКЕ К ВИДАМ РАБОТ, ВЛИЯЮЩИМ НА БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА

Раздел I. Общие положения

1. Настоящие «Требования к организации при вступлении в саморегулируемую организацию и выдаче допуска к видам работ, влияющих на безопасность строительства» (далее: Требования к организации) разработаны в соответствии со статьями 6, 7, 37 Конституции Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, согласно требованиям Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования», на основании Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым устанавливаются требования и условия осуществления деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли.

2. В соответствии со статьей 551 Федерального закона РФ от 22.07.2008 №148-ФЗ:

2.1. Основными целями саморегулируемых организаций является предупреждение причинения вреда, в частности, жизни или здоровью физических лиц, а также повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2.2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка, утверждение и контроль соблюдения:

·         требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее: свидетельство о допуске);

·         правил контроля в области саморегулирования;

·         документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации за несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, технических регламентов, стандартов безопасности строительства и правил саморегулирования.

3. Согласно пункту 4 статьи 555 Федерального закона РФ от 22.07.2008 №148-ФЗ, документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации.

4. Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (далее именуется – деятельность по строительству зданий и сооружений) включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

Раздел II. Требования законодательства к организациям при выдаче свидетельства о допуске

1. Требования к организации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными актами, содержащими нормы трудового права, учитывают требования законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Нижегородской области, в частности, правовых актов - Соглашений, направленных на выполнение видов работ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и являющихся согласно статье 45 ТК РФ правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения на территории области, и, прежде всего, требования:

1.1. «Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 – 2010 годы» (регистрационный № 84/08-10 от 28.12.2007) (далее: Федеральное отраслевое соглашение);

1.2. «Соглашения между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф» и объединениями работодателей Нижегородской области о взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2008-2010 годы» от 25.07.2007 № 464-П/316/А-444, (далее: трехстороннее Соглашение между Правительством области, НОООП «Облсовпроф» и объединениями работодателей области);

1.3. «Соглашения между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф» и объединениями работодателей по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2008 – 2010 годы» от 25.07.2007 № 465-П/317/А-445 (далее: региональное трехстороннее Соглашение по оплате труда);

1.4. Отраслевого соглашения между Министерством строительства Нижегородской области, Союзом Нижегородских строителей и Нижегородской областной организацией Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (регистрационный № 9 от 16.04.2007) (далее: Отраслевое региональное трехстороннее Соглашение).

Знать и выполнять обязательства Соглашений должен каждый соискатель свидетельства о допуске к работам.

2. В соответствии со статьей 225 ТК РФ, «все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Необходимо иметь на руках действующие (не просроченные) удостоверения установленного образца и по мере необходимости проходить обучение.

2.1. В настоящее время специальное обучение или повышение квалификации по охране труда руководителя и специалистов организации в объеме должностных обязанностей должно проводиться не реже 1 раза в 3 года согласно пункту 2.3.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного совместным постановлением Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29 от 13.01.2003 (зарегистрирован в Минюсте РФ 12.02.2003 № 4209), разработанному в целях реализации норм ТК РФ, Федеральных законов «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», с учетом пункта 5.3. раздела 5 «Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов» ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда». При этом, «Проверку знаний у руководителей и специалистов кооперативов, арендных коллективов, малых и других самостоятельных предприятий проводят в комиссиях, организуемых областными (городскими) комитетами отраслевых профсоюзов» (п. 5.3. ГОСТ 12.0.004-90).

2.2. В соответствии с пунктом 1.4.35 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», введенных в действие с 01.07.2003, обучение или повышение квалификации руководителей и специалистов организаций и предприятий должно проводиться не реже 1 раза в год.

2.3. Порядок обучения безопасности труда при выполнении специальных работ может быть оговорен правилами безопасности, утвержденными органами федерального надзора и контроля в установленном порядке, либо государственными стандартами системы ССБТ на определенные технологические процессы и виды работ.

2.4. Содержание и объем краткосрочного профессионального обучения регламентированы утвержденными Минтруда России в 2004 году «Примерными учебными планами обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» и «Примерной программой обучения по охране труда работников организаций» с учетом необходимости варьирования полноты и глубины изложения тем при обучении разных категорий обучающихся.

3. В составе предоставляемой информации о наличии у соискателя свидетельства о допуске к работе (далее: соискатель допуска) на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления вида работ, должен быть перечень имеющихся инвентарных зданий и помещений для обогрева, отдыха работников и приема пищи с указанием их фактической площади и требуемой площади по нормативам на количество работников организации.

4. Перечень машин, механизмов и другого производственного оборудования, транспортных средств, имеющихся у соискателя допуска на праве собственности или на ином законном основании.

4.1. Согласно статье 215 ТК РФ: «Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия».

5. С целью подтверждения соискателем допуска фактического выполнения им вида деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве, могут быть востребованы документы, подтверждающие выполнение им требований законодательства РФ, в том числе ТК РФ и, в частности, требований раздела Х ТК РФ «Охрана труда».

5.1. Несмотря на то, что все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), состоящие в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками, обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ), значительная часть работодателей систематически нарушает ТК РФ, чем ставит вне закона осуществление деятельности своей организации в целом и лишается права на получение допуска до устранения выявленных нарушений законодательства.

При наличии допуска такая организация, может быть его лишена (допуск на вид работ аннулируется), либо действие допуска должно быть приостановлено в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.07.2008 №148-ФЗ.

6. Руководители строительных организаций, где не созданы первичные профсоюзные организации Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, нарушают действующее законодательство о труде, согласно статье 8 ТК РФ фактически работают, не имея перечисленных ниже локальных нормативных актов, то есть незаконно осуществляют свою деятельность, грубо нарушают требования ТК РФ, вследствие чего должны быть лишены возможности на получение свидетельства о допуске на право осуществления видов деятельности в области строительства.

6.1. Согласно статье 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ «Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов» порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, однако мнение выборного органа первичной профсоюзной организации зачастую не учитывается:

·         при принятии локальных нормативных актов, на основании которых производится разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);

·         при принятии локальных нормативных актов, в которых определяется размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения работникам (за исключением получающих оклады) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ч. 3 ст. 112 ТК РФ);

·         при принятии необходимых мер, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением, при угрозе массовых увольнений (ч. 4 ст. 180 ТК РФ);

·         при введении и отмене режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели (ч. 5 и 7 ст. 74 ТК РФ);

·         при привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 113 ТК РФ);

·         при привлечении работников к сверхурочным работам (ч. 4 ст. 99 ТК РФ);

·         при утверждении графика отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ);

·         при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда для работников (абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

·         при утверждении порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);

·         при увеличении в исключительных случаях продолжительности вахты (ч. 2 ст. 299 ТК РФ);

·         при утверждении графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ).

6.2. Необходим учет мнения также при: утверждении Правил внутреннего трудового распорядка и формы расчетного листка, составлении графиков сменности, определении систем нормирования труда и форм профессиональной подготовки работников, принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда, локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также локального нормативного акта, устанавливающего конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время и в ряде других случаев, предусмотренных действующим законодательством о труде.

6.3. Обязательно участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, в частности: при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников и в случаях увольнения работников, являющихся членами профсоюза.

7. Обязательно наличие у соискателя допуска качественного коллективного договора, который предоставляется совместно со справкой о выполнении конкретных обязательств разделов коллективного договора, подписанной обеими сторонами социального партнерства.

7.1. Отсутствие у соискателя допуска заключенного, качественного коллективного договора, зарегистрированного в установленном порядке, важнейшего правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения в организации (ст. 40 ТК РФ), с учетом того, что ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора в порядке, установленном ТК РФ, где разъяснены возможности социального партнерства и социального развития коллектива, являются обязанностью работодателя (ст. 22, 35 ТК РФ), служит достаточным доказательством того, что работодатель не занимается решением вопросов социального развития трудового коллектива и ему может быть отказано в выдаче свидетельства о допуске.

8. Предоставляется справка о выполнении соискателем допуска обязательств «Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 – 2010 годы».

8.1. Невыполнение соискателем допуска обязательств Соглашений, как федерального, так и регионального уровней социального партнерства, действующих на территории области, являющихся согласно статье 45 ТК РФ правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, квалифицируется как нарушение действующего законодательства о труде и влечет за собой применение санкций к соискателю допуска в виде приостановления действия допуска, ограничения соискателя в возможности получения или продления допуска на вид работ до момента ликвидации нарушений конкретных обязательств соглашений, а при игнорировании соискателем допуска требований саморегулируемой организации или предложений членов ее правления – аннулирование ранее выданного допуска к виду работ.

8.2. Согласно статье 9 ТК РФ: «В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению».

9. Соискателем допуска предоставляется справка о наличии у него системы контроля за качеством выполняемых работ и выпускаемой продукции, разработанной организацией «Политики в области качества», либо сертификата, подтверждающего факт сертификации организации по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования».

9.1. Согласно трехстороннему Соглашению между Правительством области, НОООП «Облсовпрофа» и объединениями работодателей области Стороны совместно:

«1.9. Содействуют внедрению в организациях Нижегородской области систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов»

9.2. При рассмотрении заявки учитывать, что при комплексном решении проблемы качества во всех функциональных областях деятельности организации (производстве, маркетинге, финансах, инновациях) разработанная организацией «Политика в области качества» должна:

9.2.1. Уделять особое внимание повышению качества жизни работников организации, как главного достоинства организации, обеспечивающего достижение ее целей.

9.2.2. Непосредственно влиять на уровень социально – экономического развития коллектива организации, повышение которого является одним из важнейших стратегических направлений социальной реформы, провозглашенной руководством России.

9.2.3. Соответствовать целям организации в области качества: человеческих ресурсов (персонала); инфраструктуры организации, включая рабочее пространство, оборудование и связанные с этим средства труда, определяемые на основании аттестации рабочих мест.

9.3. При этом организация должна создать и постоянно развивать Систему Менеджмента Качества (СМК), что должно являться важнейшим стратегическим направлением деятельности организации и рассматриваться как действенный инструмент, который позволит выстроить эффективные бизнес-процессы и успешно управлять ими.

10. Соискателем допуска предоставляется справка, содержащая основные показатели «Блока социально-экономического развития коллектива» организации соискателя допуска.

10.1. Основные показатели «Блока социально-экономического развития коллектива»

В представленной соискателем допуска справке отразить следующие показатели базового, 2007 года, прошлого года, прошедшего периода текущего года, и за аналогичный период прошлого года:

10.1.1. Численность работающих всего (чел.);

10.1.2. В том числе членов Профсоюза строителей России (чел.);

10.1.3. Финансовое положение организации, прибыльное («+»), убыточное («-»);

10.1.4. Направлено на компенсационные и стимулирующие выплаты работникам (% от общей суммы прибыли, оставшейся в распоряжении организации);

10.1.5. Сумма прибыли, использованная на социальные выплаты одному работнику (руб.);

10.1.6. Среднемесячная заработная плата на одного работника (руб.), в т.ч. рабочего, минимальная (руб.), максимальная (руб.);

10.1.7. Размер месячной тарифной ставки (оклада) рабочего 1 разряда (руб.);

10.1.8. Сумма просроченной задолженности по заработной плате (тыс. руб.);

10.1.9. Численность работников с денежными доходами ниже прожиточного минимума (чел.);

10.1.10. Количество работников, уволенных по инициативе работодателя в связи с сокращением численности (чел.);

10.1.11. Количество рабочих мест, ликвидированных в организации по различным причинам (мест);

10.1.12. Количество работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (чел.), в т.ч. улучшили жилищные условия (чел.);

10.1.13. Количество работников оздоровлено в санаториях, отдыхало в пансионатах и домах отдыха на льготных условиях (чел.);

10.1.14. Количество работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве (чел.), в т.ч. в групповых несчастных случаев (чел./случаев), со смертельным исходом (чел./случаев);

10.1.15. Сумма средств, израсходованная на охрану труда на одного работника (тыс. руб.).

11. Соискателем допуска должно быть подтверждено справкой осуществление предварительной Государственной экспертизы условий труда работающих. (Требование Мероприятий Правительства Нижегородской области от 11.04.2008. № 131 на 2008-2010 годы согласно пункту 5.5. трехстороннего Соглашения между Правительством области, НОООП «Облсовпроф» и объединениями работодателей области в соответствии со статьями 216(1), 219, 220 ТК РФ).

12. Положительная динамика «Критериев уровня социально-экономического развития трудового коллектива», подтвержденная справкой.

12.1 Критериями анализа и оценки динамики уровня социально-экономического развития трудового коллектива соискателя допуска являются:

а) минимальный уровень заработной платы (тариф рабочего 1 разряда) в организации в базовом, 2007 году, в текущем году и аналогичный показатель прошлого года по сравнению с прожиточным минимумом в субъекте РФ в соответствующие периоды (в рублях и %);

б) среднемесячный уровень заработной платы рабочих основных профессий организации в текущем году по сравнению с бюджетом развития семьи, принятым по Нижегородской области и по отрасли на соответствующий год (в рублях и %);

в) количество средств из фонда развития производства организации, израсходованных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, включая обучение новым профессиям и специальностям в базовом, 2007 году, в текущем году и аналогичный показатель прошлого года (план согласно колдоговору / факт в рублях и % от фонда развития производства, а при отсутствии фонда - от суммы затрат на производство продукции, работ, услуг);

г) количество средств, израсходованных на финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда работников организации в базовом, 2007 году, в текущем году и аналогичный показатель прошлого года (план/факт в рублях и % от суммы затрат на производство продукции, работ, услуг);

д) количество вновь созданных рабочих мест в базовом, 2007 году, в текущем году и аналогичный показатель прошлого года (план/факт мест).

12.2. Положительная динамика «Основных показателей «Блока социально-экономического развития коллектива».

12.3. В соответствии с трехсторонним Соглашением между Правительством области, НОООП «Облсовпроф» и объединениями работодателей области:

«Стороны совместно:

5.1. Проводят целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.

Правительство:

5.5. …Осуществляет Государственную экспертизу условий труда работающих.

5.6. Организует обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Нижегородской области, а также отдельных категорий застрахованных в соответствии с действующим законодательством.

Работодатели:

5.9. Обеспечивают реализацию мероприятий по охране труда, предусматривая их необходимое финансирование.

5.11. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в соответствии с действующим законодательством.

5.14. Предусматривают совместно с Профсоюзами в коллективных договорах и соглашениях гарантии, обеспечивающие уполномоченным лицам и комиссиям по охране труда выполнение возложенных на них обязанностей.

Профсоюзы:

5.21. Добиваются включения и реализации мероприятий по охране труда в коллективные договоры организаций Нижегородской области и соглашения различного уровня.

5.22. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда».

13. Каждая организация и предприятие отрасли в ходе подготовки к сертификации в системе управления (контроля) качества согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001 должна подготовить и, исходя из требований статьи 370 ТК РФ, статей 8, 9 Федерального закона № 156-ФЗ от 27.11.2002 «Об объединениях работодателей», в соответствии с пунктом 5.1.3 «Соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития коллектива…», согласовать со своей отраслевой первичной профсоюзной организацией или Нижегородской областной организации Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации приложенный к заявке анализ социально – экономического развития своего коллектива, при условии положительной динамики которого и положительного заключения НОО Профсоюза организация может быть допущена к рассмотрению с целью ее сертификации или допуска.