Новости
Профсоюз ТВ

Создание ППО

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

И С П О Л К О М

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26.11.2008 г. № 16

О «Концепции создания первичных профсоюзных организаций...»

 

Заслушав и обсудив аналитическое сообщение председателя Нижегородской областной организации Профсоюза строителей России А.Н. Киселева «О Концепции создания первичных профсоюзных организаций в малом и среднем бизнесе»,

ИСПОЛКОМ НОО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И         ПРОМСТРОЙМАТЕРИАЛОВ РФ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить предложенную «Концепцию создания первичных профсоюзных организаций в малом и среднем бизнесе» (прилагается).

2. Поручить председателю НОО Профсоюза строителей России А.Н. Киселеву довести данную «Концепцию...» до сведения Руководителя государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Нижегородской области А.Г. Емельянова, Министра строительства Нижегородской области В.Н. Челомина, председателя Правления Союза Нижегородских строителей А.И. Секотова и президента ООО Холдинговая Компания «Нижегородский Промышленно-Строительный Союз» Г.В. Васильева.

3. Ознакомить председателя Профсоюза строителей России Б.А. Сошенко, председателя НОООП «Облсовпроф» С.Г. Некрасова и Представителя ФНПР в Приволжском федеральном округе, Секретаря ФНПР В.М. Трубникова с данной «Концепцией создания первичных профсоюзных организаций в малом и среднем бизнесе» с целью рассмотреть возможность ее использования для ликвидации систематических нарушений требований Трудового кодекса РФ в строительстве и в других отраслях.

 

Председатель НОО Профсоюза работников

строительства и промстройматериалов РФ А.Н. Киселев

 

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ

1. Действующая система государственного контроля при наличии общественного контроля профсоюзов, может поставить непреодолимую преграду на пути нарушений законодательства о труде на предприятии (в организации) любой отрасли в каждом субъекте РФ

Все работодатели, физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, состоящие в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками, обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ).

Согласно ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ «Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов» порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, однако мнение выборного органа первичной профсоюзной организации зачастую не учитывается:

·                     при привлечении работников к сверхурочным работам (ч. 4 ст. 99 ТК РФ);

·                     к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 113 ТК РФ);

·                     при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда для работников (абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

·                     при утверждении порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);

·                     при увеличении продолжительности вахты (ч. 2 ст. 299 ТК РФ);

·                     при утверждении графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ) и в целом ряде других случаев, оговоренных ТК РФ, когда требуется учет мнения исключительно «выборного органа первичной профсоюзной организации», а не «иного представителя трудового коллектива».

Это становится особенно актуальным сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса, когда нарушения работодателями требований Трудового кодекса Российской Федерации и правового беспредела становятся нормой:

·                     при принятии локальных нормативных актов, на основании которых производится разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);

·                     при принятии локальных нормативных актов, в которых определяется размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения работникам (за исключением получающих оклады) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ч. 3 ст. 112 ТК РФ);

·                     при принятии необходимых мер, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением, при угрозе массовых увольнений (ч. 4 ст. 180 ТК РФ);

·                     при введении и отмене режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели (ч. 5 и 7 ст. 74 ТК РФ);

·                     при утверждении графика отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ);

То есть: нет первичной профсоюзной организации – нет графика отпусков, равно как и других локальных нормативных актов, наличие которых необходимо в перечисленных выше случаях!

Таким образом, руководители организаций и предприятий, в частности строительной отрасли, где не созданы первичные профсоюзные организации, систематически нарушают действующее законодательство о труде, Трудовой кодекс Российской Федерации и фактически работают, не имея перечисленных выше локальных нормативных актов, то есть незаконно осуществляют свою деятельность.

При этом, список законопослушных организаций субъекта РФ, где созданы первичные профсоюзные организации доводится до сведения Государственной инспекции труда территориальным объединением профсоюзов в рамках социального партнерства.

2. Неотвратимость применения Государственной инспекцией труда штрафных санкций к нарушителям позволит не только добиться соблюдения законодательства субъектами рынка, но и существенно пополнить бюджет

Организация – нарушитель «автоматически» должна, обязана быть причислена к разряду злостных, сознательных нарушителей законодательства Российской Федерации о труде и, следовательно, соответствующим территориальным органом Федеральной инспекцией труда Министерства труда и социального развития РФ к ней должны быть применены штрафные санкции, применение которых необходимо повторять, как минимум, до момента создания в коллективе организации — нарушителя первичной профсоюзной организации.

Денежные средства, полученные Государственной инспекцией труда в результате взимания штрафов со всех без исключения десяти тысяч работодателей – нарушителей законодательства РФ о труде, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков отрасли строительства и промышленности строительных материалов только налоговой инспекцией Нижегородской области, будут служить солидным источником пополнения соответствующего бюджета.

Примечание: Согласно пункту 1 статьи 2 «Право на объединение в профсоюзы» Федерального Закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: «Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».

Согласно статье 3 Федерального Закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ: «первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза».

Когда возникает вопрос о неизбежных нарушениях целого ряда требований Трудового кодекса Российской Федерации работодателями тех организаций и предприятий, где отсутствуют первичные профсоюзные организации, работодатели – сознательные нарушители Трудового кодекса Российской Федерации, не оспаривая фактов нарушения ими Федерального законодательства о труде, пытаются защитить себя, сославшись на отсутствие умысла при нарушениях ТК РФ ввиду, якобы, отсутствия в трудовом коллективе работников, желающих вступать в профсоюз.

На самом же деле, зачастую, имеет место боязнь работника оказаться неугодным работодателю и потерять работу, а также неуверенность в возможности получения от профсоюза защиты его социально-трудовых прав.

В то же время, на основании отсутствия в трудовом коллективе работников, желающих создать первичную профсоюзную организацию, работодатель не может получить право нарушать Трудовой кодекс Российской Федерации.

Он остается нарушителем Федерального законодательства, в том числе как минимум части перечисленных выше статей Трудового кодекса РФ, до создания в своем трудовом коллективе первичной профсоюзной организации и необходимого ему согласования, учета мнения или учета мотивированного мнения выборным органом (профкомом) первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ТК РФ для локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

При этом работодатель - нарушитель может и должен быть в обязательном порядке наказан Государственной инспекцией труда за эти нарушения Трудового кодекса Российской Федерации.

Повторные штрафы могут накладываться на злостного нарушителя ТК РФ до тех пор, пока после разъяснения работодателем в трудовом коллективе и убеждения работников в целесообразности, а фактически - в необходимости наличия и функционирования первичной профсоюзной организации, таковая не будет создана при посредстве территориальной организации отраслевого профсоюза.

В то же время, в данном случае вполне соблюден принцип добровольности образования первичной профсоюзной организации в качестве: «добровольного общественного объединения граждан», а также «добровольного объединения членов профсоюза» во вверенном данному законопослушному работодателю трудовом коллективе, независимо от его численности.

3. Нарушение законодательства Российской Федерации членами Саморегулируемой организации ставит вне закона существование и деятельность самой Саморегулируемой организации – нарушителя

Саморегулирование также ставит преграду на пути нарушений законодательства.

Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее: Федеральный закон от 22.07.2008 №148-ФЗ) устанавливаются требования и условия осуществления деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли.

Согласно пункту 4 статьи 555 Федерального закона от 22.07.2008 №148-ФЗ, документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 551 Федерального закона РФ от 22.07.2008 №148-ФЗ:

1. Основными целями саморегулируемых организаций является предупреждение причинения вреда, в частности, жизни или здоровью физических лиц, а также повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка, утверждение и контроль соблюдения:

·                     требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

·                     правил контроля в области саморегулирования;

·                     документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации за несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, технических регламентов, стандартов безопасности строительства и правил саморегулирования.

Значительная часть работодателей систематически нарушает ТК РФ, чем ставит вне закона осуществление деятельности своей организации, предприятия, в целом и лишается права на получение лицензии, а также на получение свидетельства о допуске к виду работ от любой саморегулируемой организации до устранения выявленных нарушений законодательства, как нарушитель пункта 4 статьи 555 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ, и, следовательно, как нарушитель главы 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Нарушитель должен быть лишен права на получение свидетельства о допуске к виду работ от саморегулируемой организации до устранения выявленных нарушений законодательства, как нарушивший пункт 4 статьи 555 Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ, который гласит, что документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, а значит и «Требования к организации...» при вступлении в любую саморегулируемую организацию, а также при выдаче свидетельства о допуске к видам работ, влияющим на безопасность строительства не могут противоречить требованиям законодательства.

Таким образом, находясь в составе саморегулируемой организации, организация – нарушитель законодательства о труде должна получить предписание Контрольного комитета об устранении нарушений ТК РФ, а в случае отказа от выполнения предписания контролирующего органа саморегулируемой организации — может быть исключена из состава членов саморегулируемой организации, что равносильно запрещению заниматься соответствующей отраслевой деятельностью.

Любая организация, практикующая в своей деятельности применение сверхурочных работ, работы в выходные и праздничные дни (если это не вызвано работой по графику в пределах фонда рабочего времени, а является переработкой по сравнению с нормой времени, утвержденной ТК РФ), а также вахтового метода производства работ, либо принимающая к исполнению свои локальные нормативные акты в целом ряде перечисленных выше случаев, и не имеющая при этом первичной профсоюзной организации, не может не являться нарушителем действующего законодательства Российской Федерации, а конкретно:

·                     части 4 статьи 99 ТК РФ (при привлечении работников к сверхурочным работам);

·                     части 5 статьи 113 ТК РФ (при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни);

·                     статьи 105 ТК РФ (при принятии локальных нормативных актов, на основании которых производится разделение рабочего дня на части);

·                     части 3 статьи 112 ТК РФ (при принятии локальных нормативных актов, в которых определяется размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения работникам (за исключением получающих оклады) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе);

·                     части 4 статьи 180 ТК РФ (при принятии необходимых мер, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением, при угрозе массовых увольнений);

·                     частей 5 и 7 статьи 74 ТК РФ (при введении и отмене режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели);

·                     части 1 статьи 123 ТК РФ (при утверждении графика отпусков);

·                     а также части 4 статьи 297 ТК РФ; части 2 статьи 299 ТК РФ; части 1 статьи 301 ТК РФ (при применении вахтового метода производства работ).

Таким образом, в случае отсутствия первичной профсоюзной организации, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ, организации может быть отказано в приеме в члены саморегулируемой организации, либо ей должно быть отказано в выдаче допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

То есть организация — нарушитель законодательства Российской Федерации должна быть подвергнута также соответствующим санкциям со стороны саморегулируемой организации, вплоть до исключения организации – злостного нарушителя Федерального законодательства из состава членов саморегулируемой организации, как и сама саморегулируемая организация, не потребовавшая своевременно соблюдения требований законодательства от своих членов, может быть подвергнута наказанию со стороны органа Государственного надзора за саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 5519 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ в ходе как плановой, так и внеплановой проверок.

4. Охрана труда – важнейший аспект заботы социальных партнеров: Государства и профсоюзов

Организации, не выполняющие Соглашения, как федерального, так и регионального уровней социального партнерства, являющиеся согласно статье 45 ТК РФ правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, действующие на территории области, нарушают, в частности, требования раздела «Охрана труда», что квалифицируется как нарушение действующего законодательства о труде и может повлечь за собой применение санкций к строительной организации в виде приостановления действия лицензии, ограничения такой организации в возможности получения свидетельства о допуске к работе или лицензии до момента ликвидации нарушений конкретных обязательств соглашений, а при игнорировании лицензиатом предписаний лицензирующего органа или саморегулируемой организации – аннулирование ранее выданной лицензии или исключение из состава членов саморегулируемой организации.

Действие лицензии или допуска к работе может быть приостановлено до устранения организацией конкретных нарушений, указанных в акте проверки, а в случае злостного нарушения действующего законодательства о труде, включая игнорирование требований охраны труда и положений действующих на территории Нижегородской области Соглашений, уклонения соискателя допуска от выполнения обусловленных Соглашениями мероприятий – лицензия может быть аннулирована.

В соответствии с трехсторонним «Соглашением между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф» и объединениями работодателей Нижегородской области на 2008-2010 годы»:

«Стороны совместно:

5.1. Проводят целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.

Правительство:

5.5. …Осуществляет Государственную экспертизу условий труда работающих.

5.6. Организует обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Нижегородской области, а также отдельных категорий застрахованных в соответствии с действующим законодательством.

Работодатели:

5.9. Обеспечивают реализацию мероприятий по охране труда, предусматривая их необходимое финансирование.

5.11. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в соответствии с действующим законодательством.

5.14. Предусматривают совместно с Профсоюзами в коллективных договорах и соглашениях гарантии, обеспечивающие уполномоченным лицам и комиссиям по охране труда выполнение возложенных на них обязанностей.

Профсоюзы:

5.21. Добиваются включения и реализации мероприятий по охране труда в коллективные договоры организаций Нижегородской области и соглашения различного уровня.

5.22. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда».

Исполнение всеми сторонами Соглашений своих обязательств и Мероприятий по их выполнению, является их обязанностью и существенным подспорьем, как в работе Государственной инспекции труда, так и в решении проблемы производственного травматизма в целом.

В то же время, отсутствие первичных профсоюзных организаций делает невозможным исполнение целого ряда конкретных обязательств Соглашений, в том числе и перечисленных выше, профсоюзной стороной социального партнерства.

5. Кажется, ничто не мешает эффективности сотрудничества социальных партнеров, однако...

Должностные лица органов государственной власти в ответ на предложения и просьбы социальных партнеров в лице представителей ФНПР и их территориальных советов об оказании действенной административной помощи российским профсоюзам, отвечают, что профсоюзы – общественные организации и их объединения, одни из многих общественных организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации и, если уж помогать, то помогать надо или всем общественным организациям или никому из них, не ставя профсоюзы в привилегированное положение.

Возникает резонный вопрос: какая из общественных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, кроме профсоюзов, является настолько значимой и всеобъемлющей с точки зрения провозглашенных в статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации «Целей и задач трудового законодательства», коими являются: «установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей» (иными словами, всего работоспособного населения России) и «создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений», что упомянута в 113 статьях Трудового кодекса Российской Федерации, составляющих более 26,5% статей из общего числа 425 статей ТК РФ, регламентирующих правовое регулирование трудовых и иных отношений, либо хотя бы просто, элементарно была упомянута, названа в тексте ТК РФ?

6. Предлагаем рассмотреть данные ВЫВОДЫ в рамках социального партнерства любого уровня:

Делаем вывод: «Саморегулирование, наряду с действующей системой государственного контроля при возрождении общественного контроля профсоюзов, может поставить непреодолимую преграду на пути нарушений действующего законодательства, но только при наличии контроля со стороны федеральных органов власти и при их активном стремлении к снижению уровня производственного травматизма и ликвидации правового беспредела в стране».

Очевидна необходимость срочного принятия административных мер по контролю за соблюдением действующего законодательства о труде, Трудового кодекса РФ и, прежде всего, обоснованных требований по созданию первичных профсоюзных организаций в каждой организации и на предприятии, назначению и обучению уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза без которых невозможно контролировать соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности ежедневно, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте, независимо от отрасли, к которой они относятся.

Таким образом, в соответствии с «Концепцией управления охраной труда и промышленной безопасностью», представленной Нижегородской областной организацией Профсоюза строителей России, даже при существующем правовом беспределе в сфере социально-трудовых отношений, у Российских профсоюзов есть эффективные рычаги ежедневного, на каждом рабочем месте воздействия на особо злостных нарушителей требований охраны труда и техники безопасности, и не только в строительстве, но и во всех других отраслях.

Необходимость создания или, скорее, возрождения «Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организациях строительства и производства строительных материалов» на основе данного статьей 370 ТК РФ права осуществления общественного, профсоюзного, ежедневного контроля за соблюдением требований охраны труда без привлечения дополнительных средств, за счет профсоюзного бюджета, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте, независимо от отрасли, к которой они относятся, продиктована требованием времени, равно, как и конституционным правом каждого гражданина на здоровые и безопасные условия труда, в соответствии Конституцией Российской Федерации, согласно статьям 7 и 37 которой «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека... Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

 

«Концепция создания первичных профсоюзных организаций в малом и среднем бизнесе» представлена председателем Нижегородской областной организации Профсоюза строителей России, представителем Профсоюза в Приволжском федеральном округе А.Н. Киселевым