Новости
Профсоюз ТВ

ДЕКЛАРАЦИЯ

ДЕКЛАРАЦИЯ   НЕОБХОДИМОСТИ   СОБЛЮДЕНИЯ   ТРЕБОВАНИЙ   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   РФ   О ТРУДЕ   ПРИ   ПЕРЕХОДЕ   НА   САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ   В   СТРОИТЕЛЬСТВЕ   И   ОБЩЕСТВЕННОГО   КОНТРОЛЯ   В   СФЕРЕ   ОХРАНЫ   ТРУДА  

  Согласно ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, однако мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при отсутствии первички не учитывается в ряде случаев, когда требуется учет мнения исключительно «выборного органа первичной профсоюзной организации», а не «иного представителя трудового коллектива».

  Руководители организаций и предприятий, где не созданы первичные профсоюзные организации, фактически работают, не имея локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. То есть систематически нарушают действующее законодательство о труде, ТК РФ и незаконно осуществляют свою деятельность.

  К такой организации - нарушителю законодательства Российской Федерации о труде Прокуратурой и Государственной инспекцией труда могут быть применены штрафные санкции.

     Саморегулирование, наряду с действующей системой государственного контроля при возрождении общественного контроля профсоюзов, может поставить непреодолимую преграду на пути нарушений действующего законодательства, но только при наличии контроля со стороны федеральных органов власти и при их стремлении к снижению уровня производственного травматизма и ликвидации правового нигилизма в стране.

  Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются требования и условия осуществления деятельности саморегулируемых организаций в строительстве.

  Согласно пункту 4 статьи 555 Закона №148-ФЗ, документы СРО не должны противоречить требованиям законодательства РФ.

  Организации, не выполняющие Соглашения, как федерального, так и регионального уровней социального партнерства, являющиеся согласно статье 45 ТК РФ правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, нарушают, в частности, требования раздела «Охрана труда», что квалифицируется как нарушение действующего законодательства о труде и может повлечь за собой применение санкций к строительной организации в виде отказа такой организации в возможности получения свидетельства о допуске к видам работ до момента ликвидации нарушений, а при игнорировании предписаний СРО – исключение из СРО.

  В случае отсутствия первичной профсоюзной организации, в соответствии с требованиями Федерального закона № 148-ФЗ организация — нарушитель законодательства РФ должна быть подвергнута санкциям со стороны СРО, вплоть до исключения из состава членов СРО, как и сама СРО, не потребовавшая соблюдения требований законодательства, может быть подвергнута наказанию со стороны Ростехнадзора в соответствии со статьей 5519 Федерального закона № 148-ФЗ.

     Очевидна необходимость срочного принятия административных мер по контролю за соблюдением действующего законодательства о труде, ТК РФ и обоснованных требований по созданию первичных профсоюзных организаций в каждой организации и на предприятии, назначению и обучению уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза без которых невозможно контролировать соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности ежедневно, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте, независимо от отрасли, к которой они относятся.

     Необходимость возрождения «Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организациях строительства и производства строительных материалов» на основе данного статьей 370 ТК РФ права осуществления общественного, профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда без привлечения дополнительных средств, за счет профсоюзного бюджета, силами уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза продиктована требованием времени, равно, как и конституционным правом каждого гражданина на здоровые и безопасные условия труда.

     Ведь согласно статьям 7 и 37 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека... Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

Согласно с вышеизложенным «Декларацию ...» подписали:

 

(Данная «Декларация ...» предложена Исполкомом НОО Профсоюза строителей России и на V Съезде Профсоюза строителей России 26.10.2010 рекомендована к широкому обсуждению в отрасли).

Выступление официального представителя Профсоюза строителей России на Всероссийской конференции 28.10.2010 в рамках ежегодного Нижегородского Форума «Россия единая» 27-30.10.2010

   Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации работодатель и работники в лице профкома - выборного органа первичной профсоюзной организации являются сторонами социального партнерства на локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере социально-трудовых отношений, что определяет наличие целого ряда противоречий между ними, которые, однако, отнюдь не являются неразрешимыми.

    Мало того, у работников и работодателей есть общие интересы. И те и другие заинтересованы в развитии своей организации, экономическом росте ее показателей, повышении производительности труда, развитии внутреннего рынка своей продукции через улучшение ее качества и повышение покупательной способности населения. Обе стороны не заинтересованы в банкротстве своей организации.

    Отсюда - их сотрудничество в достижении общих целей, социальное партнерство, а в некоторых случаях – и отношения цивилизованного экономического торга, например, при разработке и заключении коллективных договоров. Не случайно они, зачастую, состоят в одном профсоюзе.

    Многие профкомы продолжают в определенной степени выполнять функции кадровых служб организаций, разбирая случаи производственных нарушений, а иной раз и общественных проступков работников. Опять же, в интересах и на благо производства, в целях укрепления дисциплины.

    Профкомы выступают инициаторами обеспечения питьевого режима, охраны труда, оборудования комнат отдыха и приема пищи для работников, организаторами чествования ветеранов, рождественских встреч, вечеров отдыха молодежи, выездов на природу, водных прогулок, организуют отправку детей работников в детские оздоровительные лагеря, приобретают подарки к 23 февраля и 8 марта, используя на это профсоюзные взносы. 
    Одним из основных факторов заинтересованности работодателя в профсоюзе является то, что последний, по сути, является «буфером» между ним и работниками. Активные профком и его председатель – гарантия того, что все многочисленные противоречия в организации будут решаться путем диалога с работодателем или его доверенными лицами в рамках коллективного договора и не будут доведены до производственного конфликта, стихийной забастовки или бунта.

    Еще одна большая задача, которую возложил на себя профсоюз, - это лоббирование интересов отрасли, отдельных предприятий в органах государственной власти, чему есть немало примеров.

    Причем профсоюзу приходится ставить такие вопросы, которые не рискуют поднимать руководители организаций, боясь оказаться в немилости у высшего руководства.

    Только за 2009 год строители области потеряли более 13% своей численности. В 2010 году сохранилась тенденция снижения общей численности работников – строителей.

В условиях экономического кризиса существенно возрастает роль социального диалога между работодателями и представляющими интересы работников профсоюзами.

Для преодоления кризисных явлений требуется выработка единых подходов социальных партнеров в области регулирования социально-трудовых отношений, направленных на сохранение конкурентоспособности организаций в период экономического кризиса, а также при выходе из него.

Цель взаимодействия социальных партнеров в этот период – согласование комплекса антикризисных мер, способствующих сохранению эффективных рабочих мест, снижению социальной напряженности в коллективах, обеспечению содействия занятости и сдерживанию массового высвобождения работников, защите их трудовых прав.

Взаимодействие социальных партнеров в этих условиях должно строиться на основе ряда принципов, прежде всего открытости и доступности информации, сбалансированности и обоснованности принятия решений, взаимной ответственности сторон, соотнесения согласованных мер с действиями социальных партнеров на региональном, территориальном и отраслевом уровнях социального диалога.

    Отсутствие антагонизма имеющихся в настоящее время противоречий между работодателем и наемным работником особенно актуально сегодня, в период экономического кризиса, когда обе стороны социального партнерства в одинаковой степени заинтересованы в наличии новых строительных объектов и четком выполнении заказчиками своих обязательств.

    Саморегулирование, наряду с действующей системой государственного контроля при возрождении общественного контроля профсоюзов, может поставить непреодолимую преграду на пути нарушений действующего законодательства, но только при наличии контроля со стороны федеральных органов власти и при их стремлении к снижению уровня производственного травматизма и ликвидации правового беспредела в нашем социальном государстве.

    Очевидна необходимость срочного принятия административных мер по контролю за соблюдением действующего законодательства о труде, ТК РФ и, прежде всего, обоснованных требований по созданию первичных профсоюзных организаций в каждой организации и на предприятии, назначению и обучению уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза без которых невозможно контролировать соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности ежедневно, в каждой организации, на предприятии, в дочерних компаниях, структурных подразделениях, на каждом объекте, в каждом цехе, в бригаде, на каждом рабочем месте, независимо от отрасли, к которой они относятся.

    Необходимость создания или, скорее, возрождения «Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организациях строительства и производства строительных материалов» на основе данного статьей 370 ТК РФ права осуществления общественного, профсоюзного, ежедневного контроля за соблюдением требований охраны труда без привлечения дополнительных средств, за счет профсоюзного бюджета, силами уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза продиктована требованием времени, равно, как и конституционным правом каждого гражданина на здоровые и безопасные условия труда, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно статьям 7 и 37 которой «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека... Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

    Профкомы, уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда, внештатные технические и правовые инспекторы труда, территориальные организации Профсоюза строителей России часто выполняют профилактическую роль. Не наказывают, а подсказывают, не инспектируют, а консультируют, не поучают, а обучают руководителей среднего звена. В рамках аудита помогая коллективам работать в рамках закона, избавляя работодателя от финансовых и административных воздействий инспектирующих и карающих организаций.

    Безусловно, деятельный, инициативный профком не всегда «удобен» работодателю: беспокоит, спорит, надоедает. Но ведь истина рождается именно в споре. Так пусть лучше она рождается в споре, в цивилизованном диалоге и социальном партнерстве, а не в классовой борьбе. Поэтому я обращаюсь с призывом ко всем работникам строительной отрасли: «Помогите Профсоюзу — Профсоюз поможет Вам!».

А.Н. Киселев, председатель НОО Профсоюза строителей России, представитель Профсоюза в Приволжском федеральном округе.